Чимчемемельские сидения

У геолога нету крыльев,
Без вертолета – не взлететь.
Тщетны были все усилия,
Ему осталось лишь – сидеть.
Сидит один – дитя природы,
Сидит без масла и дрожжей,
То нет бензина, то – погоды,
И нету даже сухарей!
Р. Тулинова

Доставка грузов  на «точки» – в геологические отряды – не такое уж простое дело. Они «разбросаны» по Чукотке на 200-400 км от базового поселка; при полном отсутствии дорог это всегда выливалось в целые проблемы.

Основное оборудование и снаряжение, продукты питания мы завозили  ранней весной  по снегу тракторами или самолетами   Ан-2 на лыжах. Летом   в полевые партии и отряды можно было попасть только на вертолетах.  До середины семидесятых годов нас обслуживали Ми-4. На такие расстояния они без дозаправки  везти груз не могли, поэтому перевозку приходилось  организовывать в два этапа: на ближайшую к району работ  посадочную площадку самолетом Ан-2 завозили груз и бензин для вертолета и дальше на «точку» вертолет перебрасывал груз  несколькими рейсами, периодически заправляясь припасенным бензином.

Итак, перед нами очередная задача: завезти 5 тонн взрывчатки в верховья р. Анадыря. Ближайшая посадочная полоса для «Аннушки» – в заброшенном геологоразведочном поселке Чимчемемель. На вертолете  нас – семеро: я с двумя рабочими и экипаж .  Груз и 4 тонны бензина  завезли  ранее. Садимся на заросшей взлетно-посадочной полосе, вдоль которой сиротливо стоят полуразобранные  домики геологоразведчиков; поселок строили в надежде на большое золото, а его здесь не оказалось.

Надеясь на оперативное выполнение задания, мы захватили с собой минимум необходимого: чай, сахар, одну кастрюльку, две ложки…Прилетели, заправились, начали загружаться, а тут по долине потянулся дым – в районе горел лес. В считанные минуты видимость сократилась до нескольких метров, о вылете нечего было и мечтать.

Предчувствуя неладное, обошли мы  все дома, выбрали наиболее приемлемый  для проживания, пришлось только навесить снятые с других домов двери , да тряпьем закрыть окна с выбитыми стеклами; собрали кое-какую посуду, установили найденную печь – подготовились к возможному сидению.

Провели «ревизию» имеющимся продуктам. Оказалось, не густо - чай да сахар;   в отряд мы везли по их заявке два ящика консервированных щей без мяса, придется частично реквизировать. Был конец августа, в реке еще полно рыбы, а снасти у нас всегда с собой! Наловили хариуса, наелись ухи, засолили впрок (благо, в домике нашлось полпачки соли ) . Ночуем. Утром – никакого просвета, понимаем  - сидеть нам здесь долго. Кончился хлеб. Наш рацион – рыба, щи без мяса, кипяченая вода вместо чая.

На четвертый день вертолетчики, непривычные к такому обороту дела, порываются улететь по долине реки на бреющем полете в ближайший  обжитый поселок – «Весенний», а это лишние  300 км в оба конца; бензина же у нас – только на выполнение основного задания.

Дым рассеивается только через неделю; спешим выполнить перевозки и возвратиться в Билибино.

Зарекаемся впредь не  вылетать на такие задания без аварийного запаса продуктов. Но зарока хватает не надолго.

Следующий вылет с аналогичным заданием выполняем по такой же схеме - самолетом на посадочную полосу в Чимчемемеле – груз и бензин, мы на вертолете прилетаем для его переброски в отряд.

Все начинается удачно – летная погода, никаких задержек в аэропорту… На борту, кроме экипажа, нас двое - летим с инспекторской проверкой, надеемся заночевать в отряде, поэтому запаса продуктов с собой не берем – там все для нас предусмотрено.

Прилетели в Чимчемемель. И снова дым заволакивает все вокруг. Экипаж вертолета спешно  решает на бреющем уходить в пос. Весенний, якобы для техосмотра вертолета, заправляются драгоценным для нас бензином. Мы – двое остаемся  у груза. Благо еще цел оборудованный нами  в прошлый прилет домик, сохранилась и посуда. Наловили хариуса, .едим его в разных видах. К вечеру второго дня решаемся идти к старателям, которые моют золото в 4-х км ниже по реке. В лагере нас встречает  завхоз – приятная женщина, бригада вся - на  объекте работ. Обрисовали ей ситуацию, пояснили, что пришли просить за Христа ради – денег у нас с собой – ни копейки.

Она наполняет наш рюкзак кульками с мукой, макаронами, сахаром, дает чаю, печенья, банку сгущенки, горсть конфет – живем!

-А можно мы вон тот хлеб возьмем, что на бревнах валяется?

-Так он же сухой и заплесневевший!

-Ничего, возьмем на всякий случай, размочим!

К утру следующего дня прилетел наш вертолет, пилоты привезли булку хлеба и килограмм сахара, а мы тут – пируем!  На обед – суп, жареный хариус с макаронами, чай со сгущенкой!

Начался четвертый день нашего сидения. Посчитали наличие бензина – его еле-еле хватает  перевезти груз на точку и возвратиться в Билибино, поэтому рисковать нельзя, нужна устойчивая летная  погода.

Командир вертолета нервничает, кричит по всякому поводу; я поварю бессменно – надо экономить продукты – не идти же опять  к старателям попрошайничать!

Дым то рассеивается, то вновь заволакивает склоны. Пытаемся перенастроить вертолетную рацию на наши частоты, выйти в эфир. Но для этого необходимо запустить двигатели, от аккумулятора она не «тянет».

 -Я –Чимчемемель , я- Чимчемемель (выдумали себе такой позывной ), прошу всех  помочь нам связаться  с «Примулой-8» (это – нужный нам отряд). Дайте вашу погоду!

Нас услышали, но связь – плохая. С трудом поняли, что лететь можно,  при этом сожгли полбочки бензина. Шаримся по пустым бочкам, из которых мы ранее заправлялись, сливаем остатки в одну для отстоя, начинаем завозить груз. На этот раз – обошлось.

В середине 70-х списали наши трудяги Ми-4, им на замену пришли Ми-8 – более грузоподъемные, работающие на керосине, с большей дальностью полета. Как там, на Чимчемемеле? Сохранилась ли  собранная по помойкам и очищенная нами посуда, пригодилась ли другим горемыкам? Цел ли домик – с воздуха не видно.

 

  Далее