У геолога нету крыльев, |
Доставка грузов на «точки» – в геологические отряды – не такое уж простое дело. Они «разбросаны» по Чукотке на 200-400 км от базового поселка; при полном отсутствии дорог это всегда выливалось в целые проблемы.
Основное оборудование и снаряжение, продукты питания мы завозили ранней весной по снегу тракторами или самолетами Ан-2 на лыжах. Летом в полевые партии и отряды можно было попасть только на вертолетах. До середины семидесятых годов нас обслуживали Ми-4. На такие расстояния они без дозаправки везти груз не могли, поэтому перевозку приходилось организовывать в два этапа: на ближайшую к району работ посадочную площадку самолетом Ан-2 завозили груз и бензин для вертолета и дальше на «точку» вертолет перебрасывал груз несколькими рейсами, периодически заправляясь припасенным бензином.
Итак, перед нами очередная задача: завезти 5 тонн взрывчатки в верховья р. Анадыря. Ближайшая посадочная полоса для «Аннушки» – в заброшенном геологоразведочном поселке Чимчемемель. На вертолете нас – семеро: я с двумя рабочими и экипаж . Груз и 4 тонны бензина завезли ранее. Садимся на заросшей взлетно-посадочной полосе, вдоль которой сиротливо стоят полуразобранные домики геологоразведчиков; поселок строили в надежде на большое золото, а его здесь не оказалось.
Надеясь на оперативное выполнение задания, мы захватили с собой минимум необходимого: чай, сахар, одну кастрюльку, две ложки…Прилетели, заправились, начали загружаться, а тут по долине потянулся дым – в районе горел лес. В считанные минуты видимость сократилась до нескольких метров, о вылете нечего было и мечтать.
Предчувствуя неладное, обошли мы все дома, выбрали наиболее приемлемый для проживания, пришлось только навесить снятые с других домов двери , да тряпьем закрыть окна с выбитыми стеклами; собрали кое-какую посуду, установили найденную печь – подготовились к возможному сидению.
Провели «ревизию» имеющимся продуктам. Оказалось, не густо - чай да сахар; в отряд мы везли по их заявке два ящика консервированных щей без мяса, придется частично реквизировать. Был конец августа, в реке еще полно рыбы, а снасти у нас всегда с собой! Наловили хариуса, наелись ухи, засолили впрок (благо, в домике нашлось полпачки соли ) . Ночуем. Утром – никакого просвета, понимаем - сидеть нам здесь долго. Кончился хлеб. Наш рацион – рыба, щи без мяса, кипяченая вода вместо чая.
На четвертый день вертолетчики, непривычные к такому обороту дела, порываются улететь по долине реки на бреющем полете в ближайший обжитый поселок – «Весенний», а это лишние 300 км в оба конца; бензина же у нас – только на выполнение основного задания.
Дым рассеивается только через неделю; спешим выполнить перевозки и возвратиться в Билибино.
Зарекаемся впредь не вылетать на такие задания без аварийного запаса продуктов. Но зарока хватает не надолго.
Следующий вылет с аналогичным заданием выполняем по такой же схеме - самолетом на посадочную полосу в Чимчемемеле – груз и бензин, мы на вертолете прилетаем для его переброски в отряд.
Все начинается удачно – летная погода, никаких задержек в аэропорту… На борту, кроме экипажа, нас двое - летим с инспекторской проверкой, надеемся заночевать в отряде, поэтому запаса продуктов с собой не берем – там все для нас предусмотрено.
Прилетели в Чимчемемель. И снова дым заволакивает все вокруг. Экипаж вертолета спешно решает на бреющем уходить в пос. Весенний, якобы для техосмотра вертолета, заправляются драгоценным для нас бензином. Мы – двое остаемся у груза. Благо еще цел оборудованный нами в прошлый прилет домик, сохранилась и посуда. Наловили хариуса, .едим его в разных видах. К вечеру второго дня решаемся идти к старателям, которые моют золото в 4-х км ниже по реке. В лагере нас встречает завхоз – приятная женщина, бригада вся - на объекте работ. Обрисовали ей ситуацию, пояснили, что пришли просить за Христа ради – денег у нас с собой – ни копейки.
Она наполняет наш рюкзак кульками с мукой, макаронами, сахаром, дает чаю, печенья, банку сгущенки, горсть конфет – живем!
-А можно мы вон тот хлеб возьмем, что на бревнах валяется?
-Так он же сухой и заплесневевший!
-Ничего, возьмем на всякий случай, размочим!
К утру следующего дня прилетел наш вертолет, пилоты привезли булку хлеба и килограмм сахара, а мы тут – пируем! На обед – суп, жареный хариус с макаронами, чай со сгущенкой!
Начался четвертый день нашего сидения. Посчитали наличие бензина – его еле-еле хватает перевезти груз на точку и возвратиться в Билибино, поэтому рисковать нельзя, нужна устойчивая летная погода.
Командир вертолета нервничает, кричит по всякому поводу; я поварю бессменно – надо экономить продукты – не идти же опять к старателям попрошайничать!
Дым то рассеивается, то вновь заволакивает склоны. Пытаемся перенастроить вертолетную рацию на наши частоты, выйти в эфир. Но для этого необходимо запустить двигатели, от аккумулятора она не «тянет».
-Я –Чимчемемель , я- Чимчемемель (выдумали себе такой позывной ), прошу всех помочь нам связаться с «Примулой-8» (это – нужный нам отряд). Дайте вашу погоду!
Нас услышали, но связь – плохая. С трудом поняли, что лететь можно, при этом сожгли полбочки бензина. Шаримся по пустым бочкам, из которых мы ранее заправлялись, сливаем остатки в одну для отстоя, начинаем завозить груз. На этот раз – обошлось.
В середине 70-х списали наши трудяги Ми-4, им на замену пришли Ми-8 – более грузоподъемные, работающие на керосине, с большей дальностью полета. Как там, на Чимчемемеле? Сохранилась ли собранная по помойкам и очищенная нами посуда, пригодилась ли другим горемыкам? Цел ли домик – с воздуха не видно.