ЗИМОВКА П/Х "УРИЦКИЙ" В ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДАХ И ВЫВОД ЕГО Л/Р "ЛИТКЕ". Оказавшись 26 сентября в затруднительном положении л/воз "Урицкий", можно считать, с этого дня начал свою замечательную зимовку в открытом море в дрейфующих под влиянием сжатия льдах, неоднократно находясь в очень критическом положении. 3-5 октября "Урицкий" ветрами от веста и норд-веста отбросило на ост, где приближенно в 10 милях от мыса Шелагского судно испытало сильное сжатие и в результате которого был свернут баллер руля. Лесовоз накренило на 10 градусов на правый борт. 11 октября южный шторм двинул лед на север. "Урицкий" за сутки был отброшен на норд-норд-вест на 17 миль. В дальнейшем судно двигалось со значительными отклонениями на ост и вест в направлении норд-вест и в конце ноября достигло предельной точки в этом направлении. Широта 71°05’ сев. Долгота 168°35’ вост., т.е. находилось в 75милях от мыса Шелагского, после чего в середине декабря сильными ветрами нордовой половины компаса "Урицкий" был пододвинут обратно на зюйд-ост около 30 миль, где в течение зимовки оставался, имея все время тревожную и беспокойную обстановку с сравнительно небольшими сдвигами вместе со льдом, главным образом, на ост и вест. Происходившие сжатия и перегруппировки льдов к сжатию не достигали корабля, подходя иногда к борту на расстояние нескольких саженей. Во время удаления судна от берегов капитан "Урицкий" т.СПРИНГИС просил ходатайства перед Наркомводом о подготовке и присылке при первой возможности, если к тому явится необходимость одного крупного самолета для спасения экипажа на случай гибели судна. Будучи с ним согласен в необходимости этого мероприятия, Руководство Экспедиции телеграфировало и получило подтверждение Наркомвода, что подготовка самолета ведется. Кроме того, по договоренности с Чаунским РИК’ом имели наготове несколько собачьих упряжек, а с прибытием – специально затребовали с Колымы 6 упряжек. Начали в марте 27-го деятельно готовиться к попытке достигнуть п/х "Урицкий" с материка от места зимовки всех судов Экспедиции. Продовольственные базы для экипажа "Урицкого" были основаны на мысе Шелагском и на северо-восточном берегу острова Айон. Для постоянного наблюдения за "Урицким" выделили рацию п/х "Красный партизан", прикрепив к нему трех радистов круглосуточного дежурства. В связи с тревожной и беспокойной обстановкой на зимующем в открытом море судне начались заболевания цингой значительно раньше чем на других судах Экспедиции. Первым заболел радист и к моменту прибытия на "Урицкий" первой партии на трех нартах во главе с т.Матиясевичем в конце марта, радист т.Клауп находился в тяжелом положении. Начиная с конца февраля по 9 мая Руководство Экспедиции организовало 4 поездки на собачьих упряжках к п/х "Урицкий", из коих три последние были блестяще выполнены 2-м помощником капитана п/х "Красный партизан" т.Матиясевичем. установив, таким образом живую связь с "Урицким" туда были доставлены на случай пешего похода торбаза, доставлена свежая оленина, недостающие радиочасти, издаваемые во время зимовки на судах журналы и газеты, а также заменены заболевшие радист т.Клауп и врач т.Луошейко добровольно изъявившими согласие товарищей радистов т.т УШАКОВЫМ и врачом т.СТЕПАШКИНЫМ. Несмотря на тревожную и беспокоящую обстановку, экипаж п/х "Урицкий", состоявший в большинстве случаев из мортехникумоцев, вел деятельную жизнь, уделяя много времени учебе. Для сохранения угля капитан "Урицкого" во время зимовки, когда были выведены котлы, использовал с разрешения Руководства Экспедиции 96 шт. бревен, груженых Дальстрою. Всего на борту "Урицкого" с начала дрейфа имелось угля около 310 тн. и значительное количество горючего и лесоматериала Дальстроя. 11 июня в ответ на неоднократные предложения капитана п/х
"Урицкий" вызвать гидроплан Нач. Экспедиции послал ему телеграмму
следующего содержания: 20 июня через льдину "Урицкого" прошла трещина в направлении середины судна. Почти одновременно начался взлом льда у берега на месте зимовки остальных судов. 26 июня трещина в ледяном поле "Урицкого" начала
расходиться, что создало непосредственную угрозу разрыва судна, но составу
"Урицкого" удалось с помощью подрывных работ и околки судна
освободить льдины, очутившись при этом между двумя ледяными полями. 1 июля, имея на борту 450 тонн угля, т.е фактически 7-ми дневный ходовой запас топлива "Литке" вышел к "Урицкому". Ввиду того, что этот поход при указанном количестве угля для "Литке" является рискованным, считаю своей обязанность участвовать в этом походе лично. Окончание подготовки и перегрузки зимующих судов поручил своим помощникам по административной и хозяйственной части т.т.Козловскому и Коневу. Руководство же походом судов из Чауна в Колыму возложил на капитана п/х "Север" тов. КАРАЯНОВА. В первый день похода, удачно использовав промоины в сплошном ледяном покрове, придерживаясь малых глубин у берега, где лед подвергся большему разрушению, "Литке" за 16 часов форсированной работы под 5 котлами пробился к мысу Шелагскому на расстояние 8 миль, т.е отошел от места зимовки около 25 миль. Встретив дальше совершенно непроходимый монолитный лед, погасили все котлы в ожидании изменения обстановки, в целях максимальной экономии топлива. 6 июля при свежем норде начался взлом ледяного покрова у
входа в Чаунскую губу, гл. образом, в районе Айона – м.Шелагский. 9 июля начавшимся сильным зюйдом образовались узкие разрывы
во льду; подняв пар "Литке", используя малейшую возможность,
начал продвигаться на норд-вест от Шелагского. После 15-ти часовой тяжелой
работы удалось отойти от Шелагского на 8 миль, где вынуждены были работу
прекратить, котлы погасить. Судно медленно дрейфовало с общей массой льда
на ост-зюйд-ост. Приближенно в это же время 16 июля капитан п/х "Урицкий"
так обрисовал положение на его судне: Эта информация командования п/х "Урицкий" показывает, что наблюдаемое там состояние льдов вызывало сомнение в возможности подхода "Литке" к "Урицкому". 17-го июля при умеренном восточном ветре, вблизи "Литке" появились небольшие прогалины, о таком же явлении сообщил и капитан "Урицкого". Подняв пар "Литке" возобновил продвижение, находясь в это время приближенно в 37 милях на зюйд-зюйд-ост от "Урицкого". Рано утром 18-го "Литке" обнаружил приближенно
1/2 мильную трещину в ледяном поле, которая вела несколько восточнее "Урицкого",
но позволяла следовать чистой водой временами даже средним ходом, следуя
при исключительно благоприятной погоде. Этого же числа около 10-ти утра
приблизились к "Урицкому" на расстояние 5 миль; щель отклонялась
на норд-ост. Форсируя тяжелый сплоченный лед, пробиваясь их одной промоины
в другую, около полудня усилия "Литке" увенчались успехом, -
ледокол подошел к "Урицкому" в широте 70°24’ и долготе 168°17’
и немедленно приступил к пополнению угля с "Урицкого", т.к.
на нем оставалось в тот момент менее 200 тонн, т.е 3-х дневный запас на
ходу. Закончив к вечеру приемку 65 тонн угля, "Литке" начал
выводить "Урицкого" на видневшуюся на зюйд-ост узкую трещину.
Сложной лавировкой, прокладывая пути среди больших ледяных нагромождений,
"Литке" утром 19-го июля вывел л/в "Урицкий" на упомянутую
узкую трещину и следуя ею, встречая изредка небольшие перемычки при штилевой
и ясной погоде за первые сутки продвинулся около 25 миль в направлении
м. Айон, где суда вошли снова в тяжелый ломаный лед. Медленно продвигаясь
"Литке" и "Урицкий" 20-го июля вышли в береговую прогалину
к норд-весту от Айона и затем, без особых трудностей, "Литке"
и "Урицкий" прибыли 21 июля к устью р. Колымы, где п/х "Урицкий"
приступил к выгрузке своего груза. |