ЗИМОВКА П/Х "УРИЦКИЙ" В ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДАХ И ВЫВОД ЕГО Л/Р "ЛИТКЕ".

Оказавшись 26 сентября в затруднительном положении л/воз "Урицкий", можно считать, с этого дня начал свою замечательную зимовку в открытом море в дрейфующих под влиянием сжатия льдах, неоднократно находясь в очень критическом положении.

3-5 октября "Урицкий" ветрами от веста и норд-веста отбросило на ост, где приближенно в 10 милях от мыса Шелагского судно испытало сильное сжатие и в результате которого был свернут баллер руля. Лесовоз накренило на 10 градусов на правый борт.

11 октября южный шторм двинул лед на север. "Урицкий" за сутки был отброшен на норд-норд-вест на 17 миль. В дальнейшем судно двигалось со значительными отклонениями на ост и вест в направлении норд-вест и в конце ноября достигло предельной точки в этом направлении. Широта 71°05’ сев. Долгота 168°35’ вост., т.е. находилось в 75милях от мыса Шелагского, после чего в середине декабря сильными ветрами нордовой половины компаса "Урицкий" был пододвинут обратно на зюйд-ост около 30 миль, где в течение зимовки оставался, имея все время тревожную и беспокойную обстановку с сравнительно небольшими сдвигами вместе со льдом, главным образом, на ост и вест.

Происходившие сжатия и перегруппировки льдов к сжатию не достигали корабля, подходя иногда к борту на расстояние нескольких саженей. Во время удаления судна от берегов капитан "Урицкий" т.СПРИНГИС просил ходатайства перед Наркомводом о подготовке и присылке при первой возможности, если к тому явится необходимость одного крупного самолета для спасения экипажа на случай гибели судна.

Будучи с ним согласен в необходимости этого мероприятия, Руководство Экспедиции телеграфировало и получило подтверждение Наркомвода, что подготовка самолета ведется. Кроме того, по договоренности с Чаунским РИК’ом имели наготове несколько собачьих упряжек, а с прибытием – специально затребовали с Колымы 6 упряжек. Начали в марте 27-го деятельно готовиться к попытке достигнуть п/х "Урицкий" с материка от места зимовки всех судов Экспедиции. Продовольственные базы для экипажа "Урицкого" были основаны на мысе Шелагском и на северо-восточном берегу острова Айон.

Для постоянного наблюдения за "Урицким" выделили рацию п/х "Красный партизан", прикрепив к нему трех радистов круглосуточного дежурства.

В связи с тревожной и беспокойной обстановкой на зимующем в открытом море судне начались заболевания цингой значительно раньше чем на других судах Экспедиции. Первым заболел радист и к моменту прибытия на "Урицкий" первой партии на трех нартах во главе с т.Матиясевичем в конце марта, радист т.Клауп находился в тяжелом положении.

Начиная с конца февраля по 9 мая Руководство Экспедиции организовало 4 поездки на собачьих упряжках к п/х "Урицкий", из коих три последние были блестяще выполнены 2-м помощником капитана п/х "Красный партизан" т.Матиясевичем. установив, таким образом живую связь с "Урицким" туда были доставлены на случай пешего похода торбаза, доставлена свежая оленина, недостающие радиочасти, издаваемые во время зимовки на судах журналы и газеты, а также заменены заболевшие радист т.Клауп и врач т.Луошейко добровольно изъявившими согласие товарищей радистов т.т УШАКОВЫМ и врачом т.СТЕПАШКИНЫМ.

Несмотря на тревожную и беспокоящую обстановку, экипаж п/х "Урицкий", состоявший в большинстве случаев из мортехникумоцев, вел деятельную жизнь, уделяя много времени учебе.

Для сохранения угля капитан "Урицкого" во время зимовки, когда были выведены котлы, использовал с разрешения Руководства Экспедиции 96 шт. бревен, груженых Дальстрою. Всего на борту "Урицкого" с начала дрейфа имелось угля около 310 тн. и значительное количество горючего и лесоматериала Дальстроя.

11 июня в ответ на неоднократные предложения капитана п/х "Урицкий" вызвать гидроплан Нач. Экспедиции послал ему телеграмму следующего содержания:
«Урицкий Спрингис 173 четвертого запросил Гончарова наличии гидроплана новой экспедиции ответа пока нет, хотя имею сведения, что Красинский прибыл во Владивосток, участвует в экспедиции. Полагаю воздержаться запроса срока прибытия гидроплана для Урицкого. Моему мнению, гидроплан не может обеспечить надежную переброску людей случае аварии судна, ему необходима значительная площадь открытой воды, каковой поблизости может не оказаться, поиски же экипажем севшего вдали самолета вряд "Литке" возможное дело. Тому же случае дрейфа перегруппировки льдов самолет не сможет долго оставаться на одно месте. Основная помощь гидропланом, моему мнению это поиски, разведка, сброска продовольствия. Мне понятно Ваше вполне обоснованное беспокойство, экипаж при таком большом количестве больных не будет надеяться, что июне "Урицкий" будет еще достаточно прочно вморожен в лед.
15 июня "Литке" будет полной готовности отношении машин. Первой возможности полагаю первой декаде июля сможем выйти попытки помочь вам хоть незначительным запасом топлива. Случае сильного дрейфа "Урицкого" северу, поставим перед Наркомводом вопрос о гидроплане. Искренние пожелания привет экипажу, сильно обеспокоен все увеличивающимся числом заболеваний на борту "Урицкого" Прошу сообщить как охотой есть ли польза от охотника чукчи 11061. Бочек.»

20 июня через льдину "Урицкого" прошла трещина в направлении середины судна. Почти одновременно начался взлом льда у берега на месте зимовки остальных судов.

26 июня трещина в ледяном поле "Урицкого" начала расходиться, что создало непосредственную угрозу разрыва судна, но составу "Урицкого" удалось с помощью подрывных работ и околки судна освободить льдины, очутившись при этом между двумя ледяными полями.
Учитывая серьезное положение "Урицкого" Руководство Экспедиции решило немедленно начать подготовку ледокола "Литке" к походк на помощь "Урицкому", хотя ледяной покров Чаунской губы еще оставался невзломанным. Появились только незначительные прогалины открытой воды у берегов. К этому моменты на борту "Урицкого" было уже значительное число больных цингой.

1 июля, имея на борту 450 тонн угля, т.е фактически 7-ми дневный ходовой запас топлива "Литке" вышел к "Урицкому". Ввиду того, что этот поход при указанном количестве угля для "Литке" является рискованным, считаю своей обязанность участвовать в этом походе лично. Окончание подготовки и перегрузки зимующих судов поручил своим помощникам по административной и хозяйственной части т.т.Козловскому и Коневу. Руководство же походом судов из Чауна в Колыму возложил на капитана п/х "Север" тов. КАРАЯНОВА.

В первый день похода, удачно использовав промоины в сплошном ледяном покрове, придерживаясь малых глубин у берега, где лед подвергся большему разрушению, "Литке" за 16 часов форсированной работы под 5 котлами пробился к мысу Шелагскому на расстояние 8 миль, т.е отошел от места зимовки около 25 миль. Встретив дальше совершенно непроходимый монолитный лед, погасили все котлы в ожидании изменения обстановки, в целях максимальной экономии топлива.

6 июля при свежем норде начался взлом ледяного покрова у входа в Чаунскую губу, гл. образом, в районе Айона – м.Шелагский.
Подняв пар 5-котлами "Литке" возобновил продвижение, используя образовавшиеся разрывы во льду, разрушая перемычки мощного льда взрывами аммонала, - ударами ледокола на полном ходу. К вечеру удалось приблизиться к Шелагскому на расстояние 2 миль. Дальше лед оставался невзломанным, совершенно непроходимым. Немедленно погасили снова все котлы. 7-го июля лично осмотрел с возвышенного мыса Шелагского состояние льда: по всему видимому горизонту при идеально ясной погоде весь ледяной покров с грядами торосистых нагромождений не имел разрывов и прогалин, за исключением нескольких незначительных пятен, вероятно, промоин. Продвижение среди такого льда было невозможно.

9 июля начавшимся сильным зюйдом образовались узкие разрывы во льду; подняв пар "Литке", используя малейшую возможность, начал продвигаться на норд-вест от Шелагского. После 15-ти часовой тяжелой работы удалось отойти от Шелагского на 8 миль, где вынуждены были работу прекратить, котлы погасить. Судно медленно дрейфовало с общей массой льда на ост-зюйд-ост.
14-го июля появились небольшие прогалины далеко отстоящие друг от друга. Подняв пар в 5-ти котлах, литке пытался продвинуться, форсируя лед разбегами, взрывая торосистые перемычки. За 12 часов такой работы, израсходовав 35 тн. угля, удалось продвинуться только на 5 миль, после чего вынуждены были прекратить работу, погасить котлы, за исключением одного малого для откачки воды из трюма и угольных ям.

Приближенно в это же время 16 июля капитан п/х "Урицкий" так обрисовал положение на его судне:
«Литке Бочек Старокадомскому. Всего больных 13, тяжелых 2, освобождены 9. Свежее мясо заканчивается, мясной сок прекращен. Железо-штален, соляной кислоты, простой ваты, бумаги компрессной нет. Стол ухудшается, нерпа очень редко, за июль две. Однообразие обстановки, питание, плохие ветреные погоды, отсутствие утешительных известий, улучшающих положение "Урицкого" угнетающе действуют на больных, несмотря на принятые меры рассеянию, разъяснению благополучном выходе. Считаем необходимым приложить усилия скорейшему снабжению Урицкого какими-нибудь овощами идущих судов (разумелась Экспедиция 1933 г.), данное состояние экипажа ввиду большого количества неработоспособных поставит судно критический момент опасное положение, когда лишний человек может оказать большую помощь. Спрингис врач Степашкин 225.»

Эта информация командования п/х "Урицкий" показывает, что наблюдаемое там состояние льдов вызывало сомнение в возможности подхода "Литке" к "Урицкому".

17-го июля при умеренном восточном ветре, вблизи "Литке" появились небольшие прогалины, о таком же явлении сообщил и капитан "Урицкого". Подняв пар "Литке" возобновил продвижение, находясь в это время приближенно в 37 милях на зюйд-зюйд-ост от "Урицкого".

Рано утром 18-го "Литке" обнаружил приближенно 1/2 мильную трещину в ледяном поле, которая вела несколько восточнее "Урицкого", но позволяла следовать чистой водой временами даже средним ходом, следуя при исключительно благоприятной погоде. Этого же числа около 10-ти утра приблизились к "Урицкому" на расстояние 5 миль; щель отклонялась на норд-ост. Форсируя тяжелый сплоченный лед, пробиваясь их одной промоины в другую, около полудня усилия "Литке" увенчались успехом, - ледокол подошел к "Урицкому" в широте 70°24’ и долготе 168°17’ и немедленно приступил к пополнению угля с "Урицкого", т.к. на нем оставалось в тот момент менее 200 тонн, т.е 3-х дневный запас на ходу. Закончив к вечеру приемку 65 тонн угля, "Литке" начал выводить "Урицкого" на видневшуюся на зюйд-ост узкую трещину. Сложной лавировкой, прокладывая пути среди больших ледяных нагромождений, "Литке" утром 19-го июля вывел л/в "Урицкий" на упомянутую узкую трещину и следуя ею, встречая изредка небольшие перемычки при штилевой и ясной погоде за первые сутки продвинулся около 25 миль в направлении м. Айон, где суда вошли снова в тяжелый ломаный лед. Медленно продвигаясь "Литке" и "Урицкий" 20-го июля вышли в береговую прогалину к норд-весту от Айона и затем, без особых трудностей, "Литке" и "Урицкий" прибыли 21 июля к устью р. Колымы, где п/х "Урицкий" приступил к выгрузке своего груза.

Назад