ВЫВОДЫ

Считаем долгом отметить, что небывалая в истории Арктики зимовки в столь большом количестве судов и личного состава прошла исключительно организовано, с пользой для личного состава и правительства, благодаря большевистской сплоченности всего коллектива, устремленной во что бы то ни стало выполнить задания, возложенные на Экспедицию.

Хандра, уныние, оторванность, действующие на психику человека, среди личного состава места не находили. В лице зимующих мы представляли трудовой коллектив, с энтузиазмом выполнявший задания Партии и Правительства, под углом широко развернутого социалистического соревнования и ударничества, охвативших всех зимующих.

Основным средством по организации нашего коллектива была широко развернутая, повседневная, умело построенная культурно-массовая работа, которая не только распространялась на зимующие суда, но и внедряла большую культуру среди туземного населения.

В периоде зимовки имелись случаи нарушения трудовой дисциплины, некоторые морально разложившиеся лица пытались нарушить нашу твердо и хорошо организованную жизнь, но они были в каждом отдельном случае резко осуждены всей самой личного состава и их поступки не распространяли никакого отрицательного влияния, а наоборот – действовали мобилизующее на всех зимующих.

Для характеристики произошедшего во время зимовки приведем следующее: кок л/к "Ф.Литке" за спаивание чукчи постановлением Райисполкома был оштрафован на 200 р., Судовым Комитетом и общим собранием был исключен из членов профсоюза. Постановлением Райисполкома, впредь посещение яранг без разрешения штрафуется суммой в 200 р. Зейналов, получив подобный удар, старался не исправиться, а наоборот халатно относиться к своей работе, учиняя скандалы. Он был переведен на другой пароход, но и эта мера не помогла: получив неоднократные предупреждения о том, что в случае неисправления будет уволен и переведен на положение пассажира, что и было сделано после повторного нарушения труддисциплины, Зейналов, пробыв некоторое время на положении уволенного, подал заявление о своем исправлении, после чего был восстановлен на работу.

Уборщик л/к "Ф.Литке" КОПЦЕВ за неоднократное нарушение труддисциплины и порядка в школе, где он занимался, получив множество предупреждений, был исключен из членов профсоюза и впоследствии исключен из слушателей курсов. В тот же вечер уборщик КОПЦЕВ сделал попытку в красном уголке л/к повеситься. Ему вовремя сняли петлю и после выздоровления его поведение стало безупречно.

Уборщик КОПЦЕВ – участник Экспедиции КИУРТ'а попал на ледокол в обратное следование из устья Колымы в Чаунскую губу совершенно недисциплинированный, морально разложившийся. Не выдержав экзамена на машиниста, он вторично 12-го июня совместно с коком ледокола дезертировал в далекую неизвестность искать золото. Кок ГОРШКОВ в прошлом, как это впоследствии выяснилось, имеет за собой подобные похождения, он просто любитель приключений. В августе мес. Оба они прибыли в устье р Колымы на п/х "Свердловск".

Попавший из Колымы пассажир, впоследствии введенный в состав экипажа уборщик КИРЮШКИН, как видно из оставленного им дневника, разочаровался в социалистическом строительстве, характеризуя это подобной фразой: «раньше попы проповедовали, а теперь коммунисты» - разложившийся нытик и невер. 10-го апреля произвел выстрел из малокалиберной винтовки себе выше груди. После выздоровления КИРЮШКИН стал самым тихим и незаметным, а также исполнительным. По его личной просьбе уволен и доставлен во Владивосток пассажиром.

Приведенные характерные случаи дают полную ясность, что они не оставляли никакого отрицательного влияния на коллектив зимующих, а наоборот, резко, самым жестоким образом были осуждены всеми, как морально разложившиеся, политически совершенно безграмотные, которые могли то же сделать, будучи на материке.

За время зимовки вынуждены были произвести 6 увольнений, с последующим восстановлением 3-х, в том числе и водолаза Экспедиции.

Благодаря сочетанию чуткости, гибкости, с своевременным осуждением требующих этого поступков, нам удалось сохранить коллектив в 300 человек с социалистической дисциплиной.

Большая организаторская роль в нашей полезной работе принадлежит пятидневной газете «За Советский Север», сумевшей своевременно бичевать отстающих и поощрять передовых, умело организовывать и проводить соревнования, явившиеся динамикой всей нашей жизни на зимовке.

Бичь полярников – полярная ночь – прошла совершенно незаметно, в углубленной кропотливой работе.

За период зимовки сохранили корабли, грузы, подготовили пролетарские кадры Советскому торговому флоту, произвели ударный судоремонт, составили два планшета Чаунской губы, построили две баржи, построили школу, больницу и интернат туземному населению, построили две показательных яранги, проделали большую культурную работу по обслуживанию туземного населения, сохранили и воспитали личный состав на успешной выгрузке грузов в навигацию 1933 г., завершив этим задачи Экспедиции.

Назад