ПЕРЕХОД "ЛИТКЕ" ПРОВИДЕНИЕ – ВЛАДИВОСТОК Только 29 ноября была закончена сборка самолетов у борта "Смоленск"; с утра этого дня "Литке" начал пробиваться к п/х "Смоленск" для оказания ему помощи в выходе из значительно окрепшего льда у берега, где происходила сборка самолетов, на середину бухты Эммы. Лед к этому времени имел толщину около 40 сантиметров при температуре наружного воздуха - 20°. 30 ноября "Смоленск" был выведен на середину бухты и к нему с помощью "Литке" подошли п/х "Свердловск" и "Л.Шмидт" для бункеровки, каковую закончили 3 декабря, приняв запас угля с расчетом на неблагоприятные условия в позднее время. после полудня "Свердловск" и "Л.Шмидт" последовали в Петропавловск совместно, ввиду ненадежного состояния руля п/х "Л.Шмидт". П/х "Свердловск" принял на борт всех принятых "Литке" на Дежневе пассажиров с зимующих судов, всего около 80 чел. С отходом этих судов от борта "Смоленска" ледокол немедленно подошел к его борту и начал принимать уголь с расчетом достижения Петропавловска. 3-го же числа ветром от норд-оста очистило от льда бухту Провидения и даже часть бухты Эммы. "Смоленск" и "Литке" оказались на открытой воде. Считая, что создавшееся положение обеспечивает самостоятельный выход п/х "Смоленск" Руководство Экспедиции обратилось к руководителю переброски пассажиров т.ШМИДТ за разрешением на вывод "Литке", вследствие плохого его состояния. Проф. Шмидт незамедлительно ответил согласием, также был согласен на выход их Провидения и капитан "Смоленск" тов.ФЕДОТОВ. 7 декабря "Литке" вышел из Провидения, имея на борту 650 тонн угля- максимальное количество, возможное погрузить на ледокол при данном его техническом состоянии. В протяжении дня следовали 8-9 мильным ходом. Ночь на 8 декабря встретила "Литке" сильным зюйд-зюйд-вестом. Большая зыбь перекатывалась огромными валами. "Литке" то быстро лез на гору воды, то стремительно падал в образовавшиеся впадины, зарываясь носом в волну, которая покрывала судно от носа до самого мостика. Ледокол испытывал стремительную килевую качку, принимая много воды на переднюю палубу. Пришлось уменьшить ход. В полдень место "Литке" было в широте 62-45 и долготе 178-50 западной. Пароходы "Л.Шмидт" и "Свердловск", находясь в это время впереди "Литке" свыше 100 миль имели сильный зюйд при крупной зыби. К вечеру ветер перешел на чистый зюйд, не снижая силы. В течение всей ночи на 9-е декабря при крупной зыби продолжался сильный зюйд. Ледокол имел стремительную качку бортовую и килевую. Вода, поступавшая в носовой трюм, не поддавалась откачке и к утру 9-го декабря заполнила его до комингсов. утром вынуждены были повернуть по зыби, на норд и к полудню, откачав воду, легли надлежащим курсом. Место "Литке" в полдень: широта 61-20 и долгота 176-10 восточн. ветер от зюйд-оста – 5 баллов. Крупная зыбь. Налетел туман, барометр стремительно падает. В ночь на 10-е декабря начался новый сильный шторм от зюйда. "Литке" находясь в то время на широте мыса Олюторского, вынужден был уменьшить ход до самого малого. Ледокол с трудом удерживался на огромной зыби, нос к ветру, принимая на себя большое количество воды не только на переднюю палубу, но и по всей длине корабля. При стремительной бортовой качке до 50° состав "Литке" с большими трудностями справлялся с течью, мобилизовав для этого все силы. В результате этого шторма п/х "Л.Шмидт" потерял свой руль и вынужден был принять буксир с п/х "Свердловск", подошедший к нему на помощь 12 декабря. 13 декабря суда оказались вблизи центра проходящего циклона. "Свердловск" имея п/х "Л.Шмидт", не выгребал против ветра зыби. Суда были поставлены лагом к зыби, при стремительной бортовой качке. Опасаясь потерять спасательные боты и шлюпки, катер – капитан "Свердловска" т.МЕЛИХОВ вынужден был спускаться по ветру и зыби. "Литке" в это время, находясь близ мыса Африка с трудом держался уменьшенным ходом против огромной зыби от зюйд-оста. Поведение состава "Литке" в этот критический момент было выше всякой похвалы. Благодаря четкой работе экипажа "Литке", водоотливные средства работали беспрерывно, поступающую воду в трюм, ямы и кочегарки удавалось держать на безопасном уровне. В полдень 13-го шторм начал слабеть, что позволило "Литке" лечь на свой курс при сильной бортовой качке. 14-го декабря "Литке" прибыл в порт Петропавловск. П/х "Охотск" вышел из Петропавловска на помощь п/х п/х "Свердловску" и "Л.Шмидту". 15-го декабря п/х "Свердловск", имея на буксире "Л.Шмидт", находились вблизи мыса Кроноцкого, почти в центре циклона. Суда штормуют, п/х "Охотск" находится поблизости судов, но вследствие плохой видимости суда друг друга не обнаруживают. "Литке" начал принимать воду, приступил к восстановлению цементировки, в целях уменьшения течи. В виду отсутствия в порту угля, стоящие "Литке", "Монгол" и "Свердловск" с "Л.Шмидт", которые прибудут, - должны ожидать прибытия угля на п/х "Яна", вышедшей из Владивостока 14 с.м. Капитан п/х "Смоленск" сообщает, что в бухте Провидения создается быстрое нарастание молодого льда и в случае дальнейшей задержки судну угрожает вынужденная зимовка. Руководство перевозкой пассажиров пока не разрешает выход п/х "Смоленск" и предлагает ему держаться до прибытия части пассажиров. Доставленные им в б/х Провидения самолеты по условия погоды до сего времени не вылетели из Провидения. По моему мнению, необходимо Ваше указание Руководству, а также капитану п/х "Смоленск" о немедленном выводе парохода с учетом совершенной невозможности рассчитывать на возвращение аварийного "Литке" на помощь п/х "Смоленск" в случае если таковая понадобится. 18-го декабря около полудня получено сообщение от п/х "Свердловск",
что в связи с окончанием топлива "Свердловск" и буксируемы им
п/х "Л.Шмидт" находятся вблизи Петропавловска, не имея возможности
определиться при беспрерывном шторме с пургой и туманом. 10-го надвигается полоса нового центра циклона. Последние телеграммы капитанов "Свердловск" и "Л.Шмидт" внушают очень серьезные опасения. "Литке" спешно, прекратив чистку котлов, наполнил их водой и к полуночи начал готовиться к выходу для оказания для возможной помощи бедствующим судам при своем аварийном положении. 19-го декабря жестокий шторм от норд-оста. на "Свердловске"
остался только суточный запас топлива состоящий из мусора, облитого нефтью.
Утром "Свердловск" отдал буксир "Л.Шмидт" на широте
52-00 и долготе 159-00, приближенно в 30 милях от берега. 21 декабря вечером п/х "Охотск" взял на буксир
"Л.Шмидта" близ камней Три Сестры, "Свердловск" держится
против штормового ветра с оста, приближенно на широте 52°00 и долготе
159°25, "Литке" по прежнему стоит у входа в Авачинскую губу
при сильном ост-норд-осте. Вечером 22-го подошел п/х "Яна" к "Шмидт", несмотря на плохую погоду успешно подал манильский буксир, который 23-го утром лопнул, после чего был заведен буксиром якорный канат. П/х "Яна" со "Шмидтом" 23-го после полудня находился в широте 51°12’ и долготе 157°52’, имея умеренный ветер с оста. П/х "Охотск" с полночи следует самостоятельно в Петропавловск, в иду того, что у него остался небольшой запас топлива. 23-го утром "Литке" подошел к "Свердловску" при свежем ветре от норд-оста. В 14 час подали ему буксир и вечером благополучно был приведен в порт Петропавловск. К моменту подхода "Литке" к "Свердловску" на последнем полностью закончилось топливо и были вынуждены тушить котлы. 24 декабря после полудня прибыл в порт Петропавловск п/х "Яна" имея на буксире п/х "Шмидт", а также вскоре за ними вошел в порт п/х "Охотск". "Свердловск" принимает у пристани воду и приступил к чистке котлов, "Литке" становится к п/х "Яна" для бункеровки. 25 декабря "Литке" и "Монгол" бункеруются у п/х "Яна", п/х "Свердловск" принимает воду, чистит и ремонтирует котлы. Считаем своим долгом отметить мужественное поведение экипажей п/х п/х "Свердловск" и "Л.Шмидт" во главе с капитанами т.т. МЕЛЕХОВЫМ и СНЕЖКО в необычайно трудных условиях зимних штормов, решительные и энергичные действия которых привели к сохранению ценных судов. Отмечаем также умелый и быстрый подход, также подачу буксира п/х "Л.Шмидт" со стороны экипажа "Яна", под командой капитана КНИЖНИКОВА. Состав "Литке", как всегда, выпонил свой долг образцово. Состояние пассажиров с зимующих судов, находящихся на п/х "Свердловск" – удовлетворительное. Капитан п/х "Смоленск" сообщает, что виду отсутствия разрешения сняться продолжает стоять в бухте Провидения, он тревожится создающейся угрожающей ледовой обстановкой. Самолеты до сего времени переброску пассажиров не производят, по погодным условия. 27 декабря с рассветом "Литке" вышел из Петропавловска во Владивосток, имея на борту 625 тонн угля. В море имеем сильный норд и крупную зыбь со снегом. Во время стоянки в Петропавловске, использовав мягкие погоды, "Литке" производил цементировку носового трюма с угольных ям, чем значительно уменьшена течь. В виду отсутствия льда в Авачинской губе, цементировка сохранилось до выхода в море. П/х "Монгол" вышел из Петропавловска 26 вечером и в полдень 27-го находился приближенно на траверзе мыса Лопатки, судно имеет удовлетворительную погоду. П/х "Свердловск" продолжает чистить и ремонтировать котлы, предполагает закончить работу 1-го января. П/х "Л.Шмидт" пополняет запасы топлива из трюма п/х "Яна". 28 декабря в полдень "Литке" находился в широте 48°49’ и долготе 155°23’, п/х "Монгол" в полдень находился в широте 48°22’ и долготе 154°39’, судно имеет свежий норд-норд-вест и крупную зыбь. 29-го декабря "Литке" проходил южную оконечность острова Урупа, п/х "Монгол" в полдень находился в широте 45°55’ и долготе 151°34’, ветер норд-норд-вест 7 баллов, плохая видимость и крупная зыбь при прохождении Курильским проливом. В ночь на 30 декабря "Литке" и п/х "Монгол", следуя вдоль островов Уруп и Туруп, имели штормовой норд-норд-вест с снежными шквалами. В полдень место п/х "Монгол" – широте 44°30’ и долготе 148°15’. "Литке" вечером имел широте 43°00’ и долготе 145°15’. В течение дня погода улучшилась, к вечеру имеем маловетрие. В ночь на 31-е также утром "Литке" следовал вдоль юго-восточного берега острова Мацмая, при крепком попутном осте со снегом и плохой видимостью, при стремительно падающем барометре. Около полудня ветер в течение получаса перешел на вест-норд-вест и достиг силы жестокого шторма. "Литке" в это время находился в 50 милях к востоку от входа в Сангарский пролив, в близком расстоянии от центра циклона, проходившего через острова Мацмай на норд-ост; несмотря на близкое расстояние от берега, при образовавшемся волнении в кипящем море, покрытом сплошной пеной "Литке" глубоко зарывался в волну, принимал большое количество воды, отдельные всплески перекатывались через мостик, все же судно имело на полном ходу 2-3 мили в час, дабы не потерять управления кораблем. С течью в носовом трюме, в носовых ямах справлялись успешно, но значительно увеличилось поступление воды через дейдвуды, откуда откачка происходи беспрерывно. Опасаемся, что вынуждены будем закрыть клинкеры коридоров гребных валов, затопив их таким образом. 21 час – барометр резко начал подниматься, ветер насколько ослаб. "Литке" находится в 20 милях восточнее входа в прилив, при хорошей видимости открыли маяк и в поддень 31-го п/х "Монгол", находившийся на широте 42°30’ и долготе 144°40’, который имел шторм с норд-веста и плохой ход судна. В ночь на 1-е января "Литке" войдя в Сангарский пролив вынужден был встать на якорь при сильном вест-норд-весте с пургой в 5 милях западнее порта Хакодате, под защитой берега. С рассветом пытались следовать дальше, но встретив в проливе большую зыбь и крепкий вест-норд-вест, вынуждены были опять встать на якорь в 25 милях к юго-западу от порта Хакодате, под защитой мыса Ягоши. 31 также первого п/х "Монгол" имел жестокий шторм с указанного выше румба, ночью ему удалось к юго-восточному берегу острова Мацмая и стать на якорь в 11 милях к норду от мыса Еримо. 1-го "Монгол" продолжал отстаиваться на якоре от западного шторма силой 10 баллов, температура воздуха – 6°. 2-го января утром с ослаблением вест-норд-веста до 6-7 баллов и густой пургой "Литке" вышел из Сангарского пролива и к вечеру прошел траверз острова Ошима, имея тот же ветер с тенденцией ослабления при крупной зыби. Температура наружного воздуха – 6°. Пароход "Монгол" вышел из укрытия мыса Еримо и 2-го вечером при крепком вест-норд-весте и большом волнении со снежными шквалами пытался продвигаться вперед, рассчитывая в крайнем случае спуститься под остров Ниппон с целью прикрытия от неблагоприятного ветра. С других судов сведений нет. 4-го января "Литке" прибыл во Владивосток. В телеграмме адресованной на Ваше имя, Нач. Экспедиции сообщил: «Доношу задание Партии и Правительства, возложенное на Сев.Восточную Экспедицию, выполнено. Еще раз отмечаю трудовой героизм личного состава Экспедиции и от лица его заверяю, что возложенные на нас в дальнейшем задачи будут также по большевистски выполняться». Вкратце анализируя состояние льдов в Восточно-Сибирском Море, на пути следования судов в навигацию 1932-1933 г., можно с уверенность сказать, что таковое было чрезвычайно неблагоприятно. Отсутствие за все время похода судов в июле и августе месяцах 32 г. сильных южных ветров, упорно державшиеся за весь этот период ветры северной половины компаса, державшие тяжелые многолетние льды прижатыми вплотную к берегам в уплотненном состоянии, - наличие всех этих условий предрешило трудно доступную для прохождения обстановку даже для судов типа «северняков». Если суда КОЛЫМСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1933 г. имели в первой половине благоприятные условия плавания, позволившие пароходу "Хабаровск" легко достигнуть мыса Северного 3 июля – срок очень ранний, то в дальнейшем начавшиеся северные ветры эту обстановку совершенно изменили. Возвращавшиеся суда Сев.Восточной Экспедиции а затем суда Колымской экспедиции 1933 г. также имели сугубо неблагоприятный условия. В особенности, состояние льдов ухудшилось после жестокого шторма в 20-х числах августа, шторма, причинившего значительные потери речной Экспедиции капитана П.Г.МИЛОВЗОРОВА. Как результат этого шторма, образовался почти монолитный ледяной барьер шириной от2 до 10 миль, почти на всем побережьи с резкими разрывами против больших лагун. Это барьер закрыл доступ в безопасную для плавания мелководную береговую прогалину, что заставило группу "Литке", а затем суда Колымской и п/х "Челюскин" следовать небезопасным путем, вдоль мористой кромки этого барьера, где суда подвергались риску описанного сжатия льдов и могли оказаться в позднее время на вынужденной зимовке среди дрейфующих льдов. Руководство Экспедиции совершенно убеждено, что достижение Колымы в навигацию 1932 г., а затем благополучный вывод их полярного района слабых аварийных лесовозов "Урицкий", "Микоян", "Красный партизан" и п/х "Монгол" оказались возможным при наличии ледокола "Литке". Его состав во главе с капитаном НИКОЛАЕВЫМ проделал большую, доподлинно ударную работу. Энергия и настойчивость, проявленные экипажами всех судов в труднейшие моменты Экспедиции, заслуживают высшей похвалы. Надо отдать должное Дальне-Восточному Управлению Флота, подбор кадров Северо-Восточной Экспедиции оказался не плохой. Руководство Экспедиции с благодарностью отмечает чуткое внимательное отношение, проявленное со стороны Наркомвода и Зам.Директора Дальстроя тов. АЛМАЗОВА – внимание и забота которых помогли Руководству и всему личному составу Экспедиции довести порученное дело до успешного завершения. НАЧАЛЬНИК СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НАРКОМВОДА __________(Бочек) « » …………. 1934 г. |