ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД ПАРОХОДОВ "СУЧАН" И "КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН".

Еще осенью 32 г. было решено при благоприятных условиях разгрузить груз с пароходов "Сучан" и "Красный партизан" на другие суда, а их направить с "Литке" на восток. Ледовая обстановка не дала возможности этого сделать, но весной 33 г. Руководство Экспедиции решило также эти два судна на обратный поход в Колыму не брать, а перегрузив с них оставшиеся грузы на другие пароходы, направит их на восток. Поэтому, как только позволила ледовая обстановка экипажи судов приступили к перегрузке грузов. В начале июля перегрузка была закончена и суда стояли в ожидании возможности следовать на восток. Нетерпение экипажей и капитанов было слишком большое и потому капитаны не раз просили разрешения следовать на восток. но состояние льдов было таково, что разрешения им дано не было. И только после настоятельных просьб со стороны капитанов и когда ледовая обстановка позволяла начать продвижение, желанное разрешение было дано.

16 июля 1933 г. п/х п/х "Сучан" и "Красный партизан" в 21ч.40 м. снялись с якорей и последовали с места зимовки в Чаунской губе к мысу Шелагскому, имея дальнейшее направление на Владивосток. Суда были снабжены инструкцией, в которой давались дополнительные задания о заходах в некоторые пункты побережья для снятия пушнины и снабжения факторий продовольствием. В инструкции также суда обязывались оказывать помощь друг другу, по возможности должны держаться ближе к берегу до получения угля со встречных из Владивостока судов. Особое внимание обращалось инструкцией на осторожное продвижение, т.к. оба судна были в аварийном состоянии: "Сучан" имел повреждения баллера руля, не имел ни одной целой лопасти, а также повреждения носовой части, оставшиеся от навигации 1932 г., "Красный партизан" имел в целостности только одну лопасть винта, остальные были обломаны и неисправную рулевую машину. Время у этих судов на обратное продвижение было достаточное и потому продвигаться советовалось с сугубой осторожностью, особенно не форсировать перемычек, выжидая изменения ледовой обстановки до возможных пределов. Состояние льда было таково, что позволяло судам идти средним и полным ходом.

17-го около 2-х часов суда прошли мыс Шелагский, вошли в береговую полынью до 1/2мили шириной и продвигались лавируя в плавающем битом льду до 4 баллов. Около 3-х часов дувший норд-остовый ветер внезапно посвежел до силы шторма. Суда плохо слушались руля, ложась лагом к ветру, поэтому им пришлось повернуть назад и спустившись по ветру стать под защиту мыса Шелагского с южной его стороны. Этот ветер закрыл и без того узкую прибрежную прогалину, прижав лед вплотную к берегу. В таком положении суда простояли до 19 июля. Капитаны ежедневно сходили на берег для обозревания ледяного покрова. Картина была слишком грустная: кругом сплошной невзломанный лед и только узкая полоска прибрежной прогалины покрыта мелко битый годовалым льдом до 5 баллов, да по далекому горизонту к норд- и норд-весту от береговой черты за ледяными полями виднелось пространство открытой воды. В районе о-ва Шалаурова сплошной лед прижат к самому берегу. 19-го июля вечером заметили небольшое количество прогалин, также небольшие прогалины появились в мористых сплошных льдах. Рассчитывая на улучшение ледовой обстановки, суда утром 20-го снялись, и последовали береговой прогалиной в битом 5-ти балльном льду. Но уже около полудня, пройдя только до 10 миль, суда уперлись в сплошной нетронутый лед вплотную прижатый к берегу. Дальнейшее продвижение было невозможно и суда стали на ледовые якоря. В таком положении суда простояли до 25-го июля, неоднократно пытаясь форсировать лед, прибегая к взрывам аммонала. Форсирование не давало эффекта и потому суда ложились в дрейф и только когда льды наступали на пароходы активно, судам вновь приходилось форсированными действиями выбираться в более безопасное место. Все время меняющийся ветер то немного открывал, то снова закрывал прогалины.

25 июля начался зюйд-остовый ветер и к 9 часам перейдя на зюйд подул с силой шторма до 9 баллов. Льды пришли в движение, отдельные льдины налетали на якоря, пришлось их поднять. Суда поставило лагом и они стали дрейфовать вместе со льдами. "Сучан" снова отдал якорь и работая машиной развернулся в сторону берега, постепенно продвигаясь, насколько позволял дрейфующий лед. Около14 часов ветер заштилел и "Сучан" последовал прибрежной прогалиной, с трудом пробираясь среди дрейфующих льдов, работая малым ходом и взрывая по пути сидящие на мели льдины. Прогалина очень узкая и мелкая, правда осадка п/х "Сучан" все-таки позволяла продвижение по ней. К вечеру прошел 16 миль от места прежней стоянки и вынужден был остановит продвижение, не доходя 6 миль с запаса от м.Козьмина, на 5 саженной глубине в 1 1/2миль от берега.

"Красный партизан" зюйд-остовым шквалом окружило льдами и потянуло от берега, при этом большая льдина навалилась на перо руля, руль положило право на борт, рулевая машина разъединилась с сектором руля, при этом немного повредило фундамент рулевой машины. Исправив на ходу повреждения "Партизан" с ослаблением ветра к полдню пошел переменными ходами береговой прогалиной местами в 1/2 кабельтова от берега. В 17 час. стал на якорь у кромки сплошного непроходимого льда вместе с "Сучаном". В этом месте суда простояли до 1-го августа, массивный многолетний лед стоял без движения, упершись в берег и не пуская суда.

1-го подул свежий зюйд-остовый ветер, который перешел в штормовой до 9 баллов. "Сучан" начал дрейфовать вместе со льдом, пришлось отдать второй якорь, чтобы задержаться. Ветер произвел перегруппировку льдов. В 14 час. "Сучан" дал ход машине. Здесь обнаружилось, что руль свернут вправо на 30-35°, что по-видимому причинила большая льдина, проходившая у борта, и пароход сильно рыскнув ударился об нее кормой. "Сучан" немедленно приступил к исправлению этого повреждения: снял с головы баллера руля сектор, повернул румпель вправо до положения руля прямо и снова насадил сектор. Румпель был укреплен найтовами стального троса за правый радиус сектора, а буферные пружины с румпеля сняты и заменены румпельталями. После исправления разгрузку "Сучан" последовал вперед. Пробиваясь в тяжелом льду, подрывая льдины аммоналом, сложной лавировкой во льдах "Сучан" только в 19 часов 2 августа подошел к "Свердловску", который стоял в прибрежном льду в полынье чистой воды в 10 милях на вест-зюйд-вест от о-ва Шалаурова, пройдя 20 миль за 14 часов. В 12 час. ошвартовался к борту "Свердловска" для перегрузки угля и части снабжения, здесь же стояли на якорях "Хабаровск" и "Крестьянка".

"Красный партизан", снявшись в 13 час. 1 августа в 16 час. обнаружил, что заклинило рулевую машину и приступил к ее исправлению. В 22 часа исправили повреждения, а в 22 ч. 30 минут, когда дали ход, рулевая машина снова испортилась. Тогда "Красный партизан" перешел на ручной привод и продолжал следовать вперед. И только 3-го августа подошел к месту стоянки судов Экспедиции 1933 г. капитана СЕРГИЕВСКОГО и стал у освобождающегося от "Сучан" борта "Свердловска" для приемки угля и снабжения. Этот путь "Партизану" дался более трудно нежели "Сучану". Работая на ручном приводе с маломощной машиной, пришлось форсировать льды, разбивать отдельные льдины аммоналом и лавируя в плавающем льду с большой осторожностью продвигаться вперед.

Оба судна стояли перед ледяным барьером у острова Шалаурова, который их не пропускал. 5-го августа остовый ветер раздергал барьер и сделал состояние проходимым, правда, с трудом. После полудня суда переменными ходами тронулись на восток. Продвижение проходило почти у самого берега малыми глубинами, ибо мористее лед был непроходим.

6 августа п/х "Сучан", вследствие ошибки лотового вышел в тумане на песчаную отмель в 5 милях к западу от мыса Биллингс. Пароход касался грунта только кормой и потому откачав несколько воды из ахтерпика, легко снялись с мели.

П/х "Красный партизан" 7 августа подошел к м.Биллингс и выгрузив там 5 тонн снабженческого груза и одного пассажира последовал далее. 7 и 8 августа оба парохода подошли к снабженческому пароходу "Монгол", стоявшему в широте 69-25 и долготе 178-76 вестовой в разреженном льду. С п/х "Монгол" оба судна получили: "Сучан" – 165 тонн угля и 3-х месячный запас продовольствия, "Красный партизан" 210 тонн угля и 4-х месячный запас продовольствия. Держа курса к мысу Северному, суда сложной лавировкой обходили стоящие стамухи, брали сплоченные перемычки, упорно продвигаясь вперед. Все время меняющиеся ветры изменяли также направление дрейфа льда, который иногда был опасен для судов, т.к. они в порожнем состоянии при усилении ветра не слушали руля и не выгребали, в то время когда льдины проносило мимо пароходов со скоростью 3-4 мили и могло повредить суда.

8-го августа п/х "Сучан", подходя к мысу Северному для снятия пушнины по заданию Руководства Экспедиции, лавируя среди дрейфующих льдов, сильно погнул одну лопасть, которая перекрыла балансир руля и застопорила на малом ходу машину. Удифферентовав п/х на нос для оголения ступицы сменили лопасть. В районе парохода лед двигался против ветра, тогда как на некотором расстоянии мористее лед двигался по ветру. Такое явление можно приписать образующимся водоворотам у скалистых приглубых утесов Кожевникова и вебера. Дрейфующий лед мешал работе по смене лопасти, иногда совершенно ее прекращая и грозя снести подвеску вместе с людьми. Все же лопасть была восстановлена, пушнина принята на борт и пароход последовал к м. Ванкарем.

10-го "Сучан" снова обратил внимание на стук лопасти и сразу приступил к удифферентованию, оказалось что одна из лопастей винта сильно согнута и задевает за нижнюю часть балансира руля. Лопасть обрубили по кромке на 17 мм и 11-го пароход в полдень снялся и последовал по назначению.

Ледовая обстановка на этом участке может быть охарактеризована и названа тяжелой: разреженный крупно, мелко битый тяжелый лед прорезывался сплоченными перемычками, которые или надо было обходить с стороны берега, рискуя сесть на мель или пускать вдело аммонал, который при противном ветре никакого эффекта не давал.

12-го "Сучан" в 16 час., выходя из перемычки тяжелого сплоченного льда, отбил обе лопасти. Приступили к диффентованию и установке двух имеемых запасных лопастей. Тем временем "Красный партизан", несколько отстав от "Сучана", пробиваясь и выворачиваясь во льду, в полосе малых глубин кормой коснулся грунта.

Откачав 50 тонн воды и выждав прилива пароход при помощи швартов и работы машиной снялся с мели и последовал по курсу. Дойдя до широты 68-06 и долготы 176-56, где стоял "Сучан" - "Красный партизан" отдал якорь из-за невозможности продвигаться дальше. В этом месте "Партизан" простоял до 20 августа . Тем временем у "Сучана" заело с постановкой лопастей: при постановке второй лопасти сломалось две шпильки, лопасти пришлось снять и начать высверливать шпильки для постановки новых. В течении суток велась работа трещетками по высверливанию шпилек, но оказалась безрезультатной, т.к. диаметр шпильки 2 1/4 “, а сверла имелись только в 1” и стальной квадрат, вставленный в просверленное и обделанное отверстие 1,4” не вращая шпильки. Пришлось лопасть ставить на 5-ти шпильках. Эта работа затянулась до 15 августа, а с этого момента "Сучану" пришлось ожидать улучшения ледовой обстановки, т.к. сплоченный лед не давал возможности продвигаться до 19-го августа. По всему видимому горизонту – сплоченный лед и только в 15-20 милях рефракцией приподняты небольшие пространства воды, выйти к которым из-за тяжелого льда невозможно. За время выжидания изменения ледовой обстановки суда несколько раз пробовали форсировать впередистоящие льды, что не давало никаких результатов.

К полуночи "Партизан" достиг остовой оконечности мыса Ванкарем, а "Сучан" стал на якорь в 10 милях западнее. "Партизану" осталось пройти до чистой воды перемычку льда шириной около 1 кабельтова и 20-го в 15 часов, пробиваясь в этой перемычке, работая переменными ходами, почти у самого выхода из льдов потерял гребной винт вместе с концевым валом. Запасной винт был, но не было концевого вала, поэтому капитан решил первым долгом подтянуться на швартовах и установить корабль в безопасности. 21 августа, с помощью верпов, "Партизану" удалось подтянуться и стать на якоре в защищенное место на глубине 22 фута, под защитой мыса Ванкарем и о-ва Карпенко, известив о случившемся Начальника Экспедиции.


"Сучан" продвигался медленно. За 20-е он продвинулся около 5 миль, 21-го стоял в ожидании изменения обстановки. 22-го с появлением разводьев, при движении через перемычку, в 11 часов "Сучан" сорвал одну лопасть вместе со шпильками из оставшихся двух. Около 12-ти часов пароход стал на якорь в месте стоянки "Красного партизана"

Еще 20-го августа капитану "Сучана" ХРЕНОВУ было дано распоряжение «Возьмите на буксир "Партизан" потерявший винт гребным валом до подхода литке исполнение подтвердите», который будучи зажат во льдах немедленно подойти не мог, а когда освободился "Партизан" сам успел подтянуться на верпах в защищенное место.

Капитаны пароходов "Сучан" – ХРЕНОВ и "Партизана" – ШМИДТ просили разрешения буксировать "Партизан" "Сучаном при наличии одной лопасти у "Сучана", с условием вызова в Полярное море из Берингова одного из находившихся там пароходов.

Разрешить буксировку с одной лопастью – значит подвергнуть большому риску оба судна, апри наличии позднего времени и возможной зимовки, вызывать новые суда в Полярное море, когда там уже находятся 10 пароходов Дальневосточного Морфлота, не было никакого смысла и необходимости. Поэтому было дано следующее распоряжение: «Срочно Сучан Хренову Шмидту 50 Вызвать Чукчу или Охотск возможно только после договоренности Владивостоком, что займет время тчк Углублять Полярное море при тяжелой ледовой обстановке новые суда нецелесообразно тчк Сучан одной лопастью поврежденным рулем буксировкой не справится подвергнет риску задержаться полярных водах тчк Установите Партизан возможно безопасной стоянке снимите него больных ослабших ненужных при буксировка людей тчк Микоян заканчивает бункеровку примет дополнительно снабжение экипажу "Партизана" от "Монгола" последует на восток заданием буксировать "Партизан" Исполнение подтвердите». Таким образом "Партизан" остался у м. Ванкарем до подхода "Микояна", а "Сучан" приняв с фактории 93 места пушнины, мамонтовую кость и кожпушсырье 23 августа с рассветом последовал далее на восток. Ледовая обстановка ему благоприятствовала и уже 24-го он прошел траверз мыса Сердце Камень. К полудню того же дня "Сучан" в тумане прошел траверз мыса Дежнев и лег в Берингово море.

На переход в 538 миль от мыса Певек, что в Чаунской губе, до мыса Дежнев вдоль береговой черты потребовалось 38 суток 13 1/2 часов, что составляет среднюю скрость продвижения за сутки 14 миль.

26-го августа утром, закончив прием пассажиров в посту Дежнев "Сучан" снялся в Провидения. Слабый зюйд-зюйд-вест после полудня усилился до 6 баллов, развив большое волнение от того же румба. Судно с одной лопастью потеряло ход и управляемость, легло лагом к ветру и зыби, сильно дрейфуя к норду. За 26-е ветер перешел на зюйд-вест с силой шторма до 9 баллов. Судно по прежнему лежало лагом к зыби ветру и никакие силы не могли поставить его по курсу. В течение ночи в трюме усилилась сильная течь и не поддавалась откачке. Всплыли распоры и от сильной стремительной качки с силой таранов били в борта и непроницаемые переборки грозя вышибить и ослабить заклепки. Ударами распор раскрошило в щепки все рыбинсы и пайолы, разбило цемент, которым затянуло льяльные сетки, прекратив работу донок. Организовали ловлю распор и укладку их на палубу.

27-го "Сучан" находился в 8 милях на норд-норд-вест от 9-ти футовой банки к норд-осту от мыса Пр. Валлийского. Шторм стал стихать, судно приобрело ход и слушалось руля потому легло курсом на Провидения. 28-го августа в … час 25 мин. "Сучан" прибыл в Провидения. Из Провидения "Сучан" вышел по заданию Морфлота для взятия рыбной продукции по побережью и 13 октября 1933 г. прибыл во Владивосток.

Назад