ХОД РАЗГРУЗКИ Спустя в воду плавучие средства, произвели распределение и прикрепление их к судам, согласно намеченного плана и после обследования места выгрузки на баре б/х Амбарчик приступили к выгрузке горючего, палубного груза, строительных материалов и инструментов, необходимых для постройки пристаней, а также к свозу на берег рабочей силы и для выгрузки грузов на берегу. Последняя – организованная, дисциплинированная, работоспособная и главное подготовленная, из всей клиентуры Экспедиции, оказалась только у Дальстроя. Считая своей обязанностью и долгом охарактеризовать значение, роль и организацию Дальстроя в составе Экспедиции, Руководство может только засвидетельствовать, что деле разгрузки судов и особенно значительную, вернее почти исключительную роль в грузовых работах на берегу, позволившую произвести в наличных и создавшихся условиях работы у устья Колымы, выгрузку до 45% всего груза Экспедиции, сыграла рабочая сила Дальстроя под главным руководством уполномоченного Экспедиции т.ШИФРИН Ю.С. и при умелом техническом руководстве техника Дальстроя тов.ТКАЧУК И.С. Проводя вся свою подготовительную работу в тесном контакте с руководством Экспедиции и оказавшись наиболее организованным и подготовленным как к самой работе, так и к трудностям, встретившимся при ее проведении, Дальстрой в б/х Амбарчик соорудил своими силами и средствами все то, что должно было быть построено еще до прихода судов к устью и отсюда - благодаря его работоспособности, инициатива по работам на берегу перешла в его руки. Считаясь с этим обстоятельством и необходимости морской и технической консультационной помощи и содействия Дальстрою, в частности по операциям с приемкой плавсредств на берегу – Руководством Экспедиции из своего состава были выделены и командированы для несения работы на берегу руководитель работ Зам.Нач. Экспедиции т.ОСТАЛЬЦЕВ А.В., технические руководители капитан ЧЕПЕХИН и штурман КОЗЛОВСКИЙ, а также несколько человек из состава палубой команды л/р "Литке". В целях координирования производства грузовых работ по судам и на берегу, регулирования отгрузки судов и согласованности в работе между судами и берегом, главное руководство всеми этими операциями было возложено на Зам.Нач. Экспедиции тов.Бочек А.П., в помощь которому были выделены экономист-эксплуатационник И.А. ВЕДМЕДЬ и технические работники из состава Экспедиции, несшие обязанности по проведению работ с тяжеловесами, по спасению и ремонту аварийных плавсредств и т.п. Начало выгрузки груза и высадки на берег рабсилы сопровождалось
крепким ветром от оста и крупной волной. Последней начало заливать спущенные
на воду и стоящие на бакштове у некоторых судов кунгасы. Загрузка грузов
производилась на деревянные и железные баржи. Из судовых моторных катеров
работали только к/т п/х "Север" и к вечеру 4/IX – был налажен
и спущен мотор с п/х "Сучан". Паровые буксиры, в виду неналаженности моторных катеров и малой производительности их работы на зыби производили буксировку гружевых плавсредств в б/х Амбарчик. Ощущался сильный недостаток подходящих плавсредств накануне прихода судов местных плавсредств и п/х "Ленин", отправленного накануне прихода судов Экспедиции в устье Лена руководством КИУРТ'а. была послана телеграмма совместно с КИУРТ'ом о возвращении п/х "Ленин", в виду его бесцельности похода его в Колыму (речные п/х п/х приведены Сибиряковым). Часть спущенных кунгасов немедленно заполнились водой, вследствие чего кунгасы были подняты на палубу для повторных ремонтов. Вечером того же 4/IX моторный катер п/х "Сучан", буксировавший 50 тн. баржу с грузом и рабочими Дальстроя ветром и течением понесло на отмели, причем в виду перебоев в работе катера баржу е него оторвало. С большим трудом на рассвете 5/IX баржа с людьми и грузом была поймана и отбуксирована под укрытие м. Медвежьего паровым катером № 1, а судовой катер был пойман и тогда же доставлен к п/х "Сучан" шхуной "Темп". Паровой катер № 2 после буксировки 50-тонных барж под укрытие м.Медвежьего отстаивался там же, набирая воду и производя ремонт в машине. Следует отметить, что большим злом явилось неблагоприятное по условиям обстановки время грузовых операций у устья Колымы, перебои или бездействие в начале стоянки в работе моторных катеров, частые ремонты паровых буксиров, по суткам выходившим из строя. Последнее объяснялось как малоопытностью, так и неприспособленностью для работы на открытых рейдах машинного и палубного состава команды паровых буксиров (КИУРТ'а ). По этой же причине паровые буксиры часто причиняли повреждения плавсредствам, при буксировке морским судам и самим себе. В ночь на 5/XI вечер от ост-норд-оста усилился еще более, разведя весьма крупную зыбь и, наряду с полным нарушением грузовых работ, нанес существенный урон в составе и без того ограниченной плавсредствами Экспедиции. Прежде всего были оторваны от п/х "Микоян" и унесены на речные отмели две железные баржи по 250 тонн с грузом и командой КИУРТ'а на них. Вместе с баржами унесло и стоявшие на бакштове за ними судовую технику и один груженый кунгас с горючим. Баржи были закреплены у борта: одна – тремя стальными концами в 3 1/2 , 2 1/2 дюйма и другая - двумя ст. концами. Несмотря на наличие на них баржей команды КИУРТ'а, последней меры к отдаче якорей приняты не были, несмотря на наличие на баржах малых якорей и тросов. Момент отрыва и угона на отмели железных барж совпал с работой парового катера № 1 по спасанию и стаскиванию с отмели 50-ти тонных барж с грузом и людьми Дальстроя, о чем упоминалось выше. Второй же паровой катер не вышел на вызовы, ремонтируя машину у берега м.Медвежьего. Заблаговременно, т.е еще с вечера 4/IX было дано указание
по судам о подъеме ими на палубу спущенных плавсредств или об оставлении
таковых на бакштове, на надежных концах, кроме крупных плавсредств, подлежавших
уходу под прикрытие м.Медвежьего. 5/IX организация снятии с мели 250-тн. барж была невозможна вследствие сильного волнения и невозможности похода к отмели подходящих по своей осадке плавсредств и судов (речных буксиров).Производство грузовых работ являлось также невозможным. 6//IX ветер от ост-норд-оста продолжал действовать с силой 6-7 баллов, с крупной волной при полном отсутствии льда. Выгрузка груза на рейде и на берегу, а также работы по съемке с мели барж были невозможны. Выяснилось, что съемка барж возможна только судами типа речных буксиров ("Якут" или "Партизан"), слабость конструкции набора которых не допускали возможности выхода их из б/х Амбарчик на внешний рейд во время сколько-нибудь значительного волнения. На судах производился ремонт поврежденных или залитых водой плавсредств. В этот же день прибыл из Чаунской губы п/х "Красный партизан", отставший от др. судов Экспедиции для выгрузки адресованного туда груза. 7/IX. В виду тенденции КИУРТ'а отправить свои плавсредства, в частности буксиры, в реку вместе со своей рабсилой, отказа в подчинении руководству Экспедиции со стороны экипажей буксиров, а также в виду неприятия мер КИУРТ'ом к высадке своей рабсилы на берег и организации там работ, было предложено последним предать распоряжение плавсредствами во время пребываня морских судов у устья в ведение Руководства, а также приступить к свозу на берег его рабсилы для грузовых операций. Об этом же донесено Наркомводу с целью получения его санкции и одновременно были назначены на паровые буксиры коменданты из состава штурманов Экспедиции. Санкция Наркомвода была получена через несколько дней. Но в следующие дни отмеченное положение было изжито и была установлена большая согласованность, особенно необходимая в работе плавсредств. Во взаимоотношениях Экспедиции с Дальстроя наблюдалась полная согласованность и взаимная помощь и поддержка в работе. Необорудованность места работы на берегу на участке КИУРТ'а, неорганизованность временных помещений (палаток) и питания, а также наличие значительного числа семейных работников у КИУРТ'а вызывали нежелание высадки с судов на берег или тягу с берега среди уже высаженных работников обратно на суда. 7/IX категорически было предложено КИУРТ'у выделить один из колесных пароходов для снятия с отмелей 250 тн. барж, для каковой цели были выделены капитаны ЧЕЧЕХИН и РЯБОКОНЬ. В этот же день прибыл их похода к устью Лена и возвращенный нами с пути п/х "Ленин" (КИУРТ'а) и немедленно был направлен к месту посадки на мель железных барж. Однако, по своей осадке, не дойдя до отмели около 1 клм., п/х "Ленин" вынужден был стать на якорь. Несмотря на обращение к КИУРТ'у о посылке речного буксира для снятия баржей, последний от таковой воздержался. Между тем, невозможность подхода к баржам даже судна типа "Ленин", имевшего наименьшую осадку из состава всех наличных судов (6 футов) доказывала необходимость посылки для снятия барж одного из речных буксиров. С утра было приступлено на некоторых судах к выгрузке груза с риском подмочить их на ненадежных кунгасах (лакуна на одну строку) … усиление ветра привело к фактическому прекращению грузовых работ на рейде. За этот день все же удалось разгрузить на берег в Амбарчик отведенные ранее деревянные баржи, однако вывоз их на рейд из-за крупной зыби не мог состояться. На берегу рабочими Дальстроя в течении неблагоприятных для выгрузки дней велось интенсивное строительство причалов для плавсредств, свайных и на козлах и др приспособлений из лесоматериалов, которые удалось доставить с первой оказией (плавсредствами) и гл. образом из местного плавникового леса, имеющегося в изобилии вдоль всего берега б/х Амбарчик. Местные плавсредства продолжали отсутствовать. КИУРТ'ом был возбужден вопрос, несмотря на свою полную неподготовленность и отсутствие всяких гарантий по проводке(организация остановки, промеров и т.п.) о посылке в реку для разгрузки одного из лесовозов. По причинам, изложенным в начале, а также в виду низкого уровня воды на баре, препятствовавшего переходе судами внешнего бара (12 фут.) вынуждены были от засылки пароходов в реку отказаться. 8/IX. В виду продолжающегося крепкого остового ветра и крупной волны удалось отгрузиться на одну баржу в 50 тн. и несколько кунгасов, отправленных в б/х Амбарчик. Судовые мот.катера на внешнем рейде работать были не в состоянии, в результате были отправлены для работы в пределах бухты Амбарчик. Не дождавшись улучшения погоды, добились, наконец от КИУРТ'а поездки п/х "Якут" для снятия с мели барж (очевидно, в необходимости таковой КИУРТ убедился только после возвращения п/х "Ленин" из-за невозможности близкого подхода к его баржам). Баржи оказались стоящими на мягком грунте (ил). В виду того, что их достаточно глубоко затянуло илом, а также слабосильности п/х "Якут", по съемке с мели принял участие и п/х "Ленин" (через п/х "Якут"). 8 и 9 сентября попытки съемки с мели оставались безрезультатными в виду частого разрыва стальных буксиров и угона воды ветром. 10/13 утром, с приливом воды и прибытием п/х "Партизан" с рабочими, перегрузившими часть груза на баржах, обе баржи были сняты с мели и уведены для разгрузке в б/х Амбарчик, где еще в начале разгрузки было решено и выбрано место для закладки и постройки деревянных баржей. Посадкой на мель и снятием барж повреждений причинено не было. Со всех судов поступили донесения о сильной течи кунгасов и подмочке грузов при перевозке их, несмотря на производившуюся откачку их помпами, машиной и вручную, а также несмотря на некоторый ремонт и постановку добавочных связей. Деревянные баржи по 50 тонн частично текли, т.к. подвергались ударам и поломкам, благодаря неумелому с ними обращению при буксировках и швартовках команд буксирных катеров КИУРТ'а (№ 1 и 2). Подобное состояние плавсредств, ограниченность их вообще и особенно после потери некоторой части их во время штормов, вынуждали к большей осторожности при использовании их в работе, особенно в свежую погоду. На 8/IX в распоряжении Экспедиции имелось: 4 баржи по 50 тн. (некоторые с течью), 7 кунгасов больших (с течью) и 4 малых кунгаса. 9/IX – остовый ветер уменьшился, дойдя до 4-х баллов, перейдя затем на вестовый благодаря чему (лакуна на две строки) Силами Дальстроя на берегу сооружены четыре пристани для подхода плавсредств. До 9/IX выгружено груза всего около 1.000 тн. Ночью в бухте Амбарчик, несмотря на непрерывную откачку воды, затонул большой кунгас с грузом КИУРТ'а, стоявший на буксире у шхуны "Темп". 10/IX. Две 50 тн. баржи временно выбыли из строя из-за сильной течи, появившейся в результате толчков и ударов при работе буксирных катеров. Работам на берегу сильно препятствовало отсутствие освещения и беспрерывные туманы. Были приняты меры к установке освещения на берегу и радиосвязи. Приступлено к разгрузке груза с 2-х железных барж по 250 тн. 11/IX. При ветре от веста умеренной силы продолжалась выгрузка с судов и железных барж. В целях ускорения ее и увеличения оборачиваемости плавучих средств, п/х "Микоян" и "Красный партизан" пошли через внешний бар, имея осадку, превышавшую на 0,5 фута высоту на баре. П/х "Микоян" перешел через бар и стал на фарватере против места выгрузки в б/х Амбарчик; п/х "Красный партизан" застрял на баре вследствие понижения уровня воды. В самой бухте Амбарчик вследствие сильной течи затонул второй кунгас с грузом соли КИУРТ'а . суда эти, при осадке около 16 фут. и высоте воды на баре в 15 фут. пошли за бар. Следует отметить, что недостаточность плавсредств, частичная потеря их во время штормов и неприбытие местных плавсредств из реки, по инициативе некоторых пароходов ("Микоян", "Урицкий"), имевшийся на борту их груз – лесоматериалы начали выгружать методом сплавления, без помощи плавсредств, что значительно содействовало ускорению выгрузки. 12/IX. К полдню ветер от норд-веста затих. Все суда производили выгрузку. Колесные пароходы "Якут" и "Партизан", подгрузив пассажиров КИУРТ'а, почту и некоторое количество продгруза, снялись из б/х Амбарчик и ушли в Ср.Колымск. С ними ушел и Нач. КИУРТ'а т. Зыков. При посадке пассажиров на колесные пп/хх, КИУРТ'ом не была допущена посадка на них пассажиров Комсеверпути, Оленеводтреста и др. организаций. Поступила под погрузку груза с п/х "Сучан" одна железная баржа в 250 тонн. 12/IX прибыли из реки местные плавсредства, а именно: паровой к/т "Якут" с баржей «Тунгуской». Последняя была загружена пушниной и сырьем. Немедленно ввели их в действие, причем груз с баржи «Тунгуска был погружен на п/х "Север" . П/х "Ленин", загруженный грузом с п/х "Микоян" и "Сучан" с пассажирами на борту сего числа отошел в Нижне-Колымск. Ш/х "Темп", погрузив груз с п/х "Микоян", отправилась в рейс у устью р.Индигирки. На всех транспортных содах ощущался недостаток пресной воде и угле, который находился под грузом в своих же трюмах. 13/IX. Получена телеграмма Зам.Наркома т.Фомина о предоставлении в распоряжении Экспедиции и подчинении ей на время выгрузки всех плавсредств и рабсилы КИУРТ'а, положившая конец всяким недоразумениям и неувязкам во взаимоотношениях между Руководством и КИУРТ'ом. Стала под разгрузку судов вторая баржа в 250 тн., а первая была загружена и приступила к разгрузке у берега. Погружена грузом с п/х "Север" баржа «Тунгуска». В основном выгружался генеральный груз – продовольственный. Остро ощущался недостаток рабсилы на участке КИУРТ'а , который распылил свою рабсилу и в большинстве отправил ее в Ср.Колымск на речных пароходах. Для ускорения работы на берегу, на таких отстающих участках, как участки Якутпушнины и Комсеверпути, не озаботившихся мобилизацией местной рабсилы, - по инициативе экипажа п/х "Красный партизан" выгрузка его судовых плавсредств на берегу продолжалась силами команды парохода. Этому же примеру последовали команды пароходов "Микоян" и "Урицкий". Руководством Экспедиции был намечен срок прекращения грузовых операций, в связи с необходимостью передачи КИУРТ'у для похода на реку всех возможных к передаче плавсредств, - 23/IX – по окончательной договоренности с Начальником КИУРТ'а т.Зыковым С.К., который в начале настаивал на 18/IX. 14/IX. Все наличные плавсредства, включая 2 жел. Баржи по 250 тонн и баржу «Тунгуску» (100 тн.) приняли участие в выгрузке. За сутки (13-14/IX) рекордная выгрузка груза с судов, благодаря некоторому затишью в погоде и участию в разгрузке крупных плавсредств (баржей), определяется количеством 750 тн. выгруженного груза, что привело, однако, к созданию пробки на берегу. Были выгружены на берег два трактора Дальстроя, причем на палубах железных барж были отгружены и отправлены на берег несколько тяжеловесов, выгрузка которых была необходима для доступа к углю и местам течи в трюмах пароходов ("Анадырь", "Сучан"). Пароходы "Микоян" и "Красный партизан" разгружались кунгасами за внешним баром. Остальные суда ожидали разгрузки у берега и подачи крупных плавсредств на внешнем рейде. Сего числа вышла из строя, вследствие крупных повреждений, деревянная баржа в 50 тонн. Установлено освещение (лампо-калильное) на берегу и устанавливался радиопередатчик. 15/IX. Еще с вечера 13/IX ветер от норд-веста стал усиливаться и к утру лишил возможности производства выгрузки груза на рейде, так и у берега. Сильным прибоем повредило часть деревянных плавсредств у берега и подмочило груз. Крупные баржи отстаиваются на якорях. Весь день бездействовали в ожидании улучшения погода. По 15/IX общее количество выгруженного груза составило около 3.000 тн. состояние погоды и плавсредств, особенно учитывая могущую быть продолжительную задержку их у берега при выгрузке тяжеловесов, заставили все внимание Экспедиции сосредоточить на выгрузке генерального груза, предметов продовольствия и снаряжения. 16/IX. Предшествовавший ночью имели шторм от зюйд-веста до 10 баллов. К утру ветер перешел в норд-ост 5-6 баллов. Крупная зыбь – сообщения с берегом не было вторые сутки, выгрузка была невозможна. Ночью от п/х "Красный партизан", при подъеме плавсредств, вырвав биттинги, оторвало два кунгаса, которые унесло в море. Крупные плавсредства отстаивались на якорях в б/х Амбарчик. Очевидная невозможность разгрузки всех судов, в виду необходимости передачи в самом непродолжительном времени всех плавсредств КИУРТ'у, предопределила оставление на зимовку п/х "Север", как имеющего наибольшее количество невыгруженного груза, в частности тяжеловесов, с расчетом довыгрузки его в Колыме в сезон 1933 года. 17/IX. Весь день штормовой зюйд-веста достигает временами до 9 баллов. К вечеру ветер несколько стих, перейдя в норд-вест. Сильное волнение. Выгрузка и сообщение с берегом невозможны. Стоявшие на бакштове плавсредства были полузатопленными. Все причальные постройки у берега разрушены. Нарушена организация и средства работ на берегу, а также повреждены наличные плавсредства. 18/IX. Весь день штормовой норд-вест со снегом, крупным волнением, работы четвертые сутки невозможны. По 18/IX общее количество выгруженного груза около 3.000 тн. 19/IX. Днем, с уменьшением силы ветра до 4 баллов, начали
выгрузку наличными плавсредствами, производя ремонт и откачку из залитых
плавсредств. Прошедшими штормами подмочило груз КИУРТ'а на берегу, размыло
часть береговой полосы и выбросило на берег два моторных катера. Выбросило
на берег и разбило штормом 4 кунгаса, а также катер «Шелна Кавасана» (местный),
баржи 250 тн. и «Тунгуска» были прижаты к берегу. Штормом повредило также
поплавки самолета Р-5, стоявшего под прикрытием за м.Медвежьим. Решено
до передачи плавсредств КИУРТ'у и ухода от устья производить разгрузку
только продгрузов с п/х "Красный партизан", "Микоян"
и "Сучан". 21/IX. Затихший зюйд-вест около полуночи внезапно перешел на норд, силой шторма до 10 баллов, с пургой и очень сильным волнением. "Литке", стоявший на двух якорях и почти все остальные суда начали дрейфовать, касаться днищем грунта. Были потеряны якоря на "Литке" и "Урицком". От последнего оторвало и унесло с бакштова кунгас. Оторвало от п/х "Север" судовой катер, спасенный в течении дня. У п/х "Микоян" ( в б/х Амбарчик) залило и опрокинуло вверх килем 50 тн. баржу, груженую кирпичем и солью. Все суда стали на большие глубины. К утру ветер ослабел до 6-ти баллов при крупном волнении. Выбросило на берег местный паровой к/т "Якут", один моторный судовой катер и присосали к берегу 2 железные баржи по 250 тн. с баржей «Тунгуска». Отстоялись, работая машинами, но были бессильны оказать помощь другим плавсредствам. Береговая черта сильно разрушена размывом. Решено свертывать работы по выгрузке, сконцентрировать и передать все плавсредства КИУРТ'у , предварительно сняв сидящие на мели или выброшенные на берег, и отгрузить лишь наиболее срочные и жизненно необходимые грузы. 22/IX. Утром ветер от норд-веста перешел на зюйд-ост до 7 баллов, со снегом. Вода в б/х Амбарчик убыла на 5 фут., создав угрозу непрохода через бар на внешний рейд для п/х "Микоян" и "Красный партизан", которые стояли на грунте на фарватере. Был снят с берега моторный катер п/х "Анадырь" и две железные баржи, прижаты е штормом к берегу. Прибыл их Н.Колымска п/х "Ленин", задержанный там безобразно скверными темпами выгрузки и отсутствием заготовленного на реке топлива (дров). П/х "Ленин" стал под погрузку грузов для Сред.Колымска с п/х "Микоян". Последнему и п/х "Красный партизан" не хватало по осадке 1 фута воды для обратного перехода через бар. Обращено все внимание и усилия на максимальную отгрузку этих судов, во избежание их зимовки за баром, для чего все плавсредства направляются для их отгрузки. 23/IX. Ветер стал стихать, перешел на норд-вест в 3-4 балла. Сняли выброшенные у берега 2 железные баржи и поставили под разгрузку п/х "Микоян" и "Красный партизан", т.к. на них находился наиболее необходимый для Колымских организаций и КИУРТ'а груз и т.к. эти суда нуждались в срочной разгрузке для прохода через бар, на внешний рейд. Сегодня "Микоян" перешел через бар. Переход "Красного партизана" задержался наступлением темноты. П/х "Ленин" грузил наиболее необходимые грузы; после отгрузки с п/х "Микоян" на внешнем рейде с п/х "Анадырь" и "Север", приступили к пополнению бункеров л/р "Литке" с п/х "Урицкий". Был погружен снятый с берега самолет Р-5 на п/х "Сучан". Одновременно же начата передача плавсредств КИУРТ'у. Последним сроком ухода своих судов в реку КИУРТ'ом назначено 25/IX. При передаче части плавсредств вынуждены были произвести таковую, загрузив некоторые грузом по причинам указным выше, чем вызвали несправедливые нарекания со стороны КИУРТ'а. 24/IX. После 20-ти суточной стоянки в устье Колымы, из которых
только в течении 2-х суток имели благоприятную для грузовых работ погоду,
прекратили работы, сдали намеченные плавсредства, за исключением двух
моторных судовых катеров, подлежащих сдаче реке в 1933 году и одного малого
кунгаса, снялись с якорей и последовали на восток, держа курс на Чаунскую
Губу, как место сбора и перегрузки судов с судов, а также место зимовки
тех судов, которые были намечены на оставление на зимовку с тем, чтобы
в сезон 1933 года часть из них вновь проследует с места зимовки для довыгрузки
всего оставшегося невыгруженного груза.
Перевезено на судах и доставлено в Колыму пассажиров 610 чел. (всего по выходе из Владивостока имелось 860 чел, причем 250 чел. из этого количества, главным образом женщин, детей, рабочих КИУРТ'а и баржестроителей – были отправлены обратно во Владивосток на б/х Лаврентия из р-на Полярного Моря на п/х "Лозовский", "Л.Шмидт" и "Колыма". Отправка была вызвана тем, что в связи с невозможностью проводки во льдах 2-х железных баржей по 500 тн. и оставлением в б/х Лаврентия, объем работ КИУРТ'а по баржестроению и потребность в судокомандах сократился. Из числа имевшихся а распоряжении Экспедиции кунгасов всего 16 единиц (8 по 10-12 тн. и 8 по 5 тонн грузоподъемностью) утонуло, разбито штормами и унесено в море 15 единиц. Кроме того, разбит и унесен в море штормом 1 моторный катер с деревянным корпусом в 50 л.с. Выгрузка по судам Экспедиции. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, сопровождавшие
процесс выгрузки, все же выгружено по всем судам Экспедиции 45% общего
количества имевшегося груза:
По предварительным данным, погибло во время буксировки от борта пароходов на внешнем рейде до берега б/х Амбарчик, также во время прибоев на берегу, всего около 130 тонн груза, их них:
Выгружены на баре грузы Дальстроя в удовлетворительном состоянии и без подмочки благодаря оперативной, быстрой и своевременной разгрузке плавсредств у берега рабочими Дальстроя. Грузы КИУРТ'а, выгружены на берег в худшем состоянии и частично подмочены вследствие плохого технического состояния деревянных плавсредств, а главное в виду медлительности в разгрузке их у берега. Вследствие малочисленности и плохой работы рабсилы КИУРТ'а. Оставшийся недовыгруженным на судах Экспедиции
груз в большинстве состоял из технического оборудования, тяжеловесов,
леса, цемента, соли, рельс, железа и муки (последняя выгружалась на берег
в значительном количестве, т.к. в избытке имелась на всех судах). Из приведенных выше цифр количества выгруженного груза по судам с родом погруженного на них груза можно заключить, что главнейший упор при выгрузке был сделан на максимальную подачу продовольственных грузов, доставившие который суда разгружены в большей степени (груз Дальстроя п/х "Сучан", Якутпушнины, Комсеверпути, Интегралсоюза, АКО и КИУРТ'а - пп/хх "Микоян" и "Красный партизан" и частично п/х "Север"). Суда же, имевшие в основном грузы технические и строительные отгружены в значительно меньшей степени, причем, как указывалось уже выше, отгрузка некоторой минимальной части технических грузов, нескольких тяжеловесов и стройматериалов вызывалась необходимостью очистить доступ к углю и поврежденным частям судов в трюмах, для перегрузки угля в бункерах и производства заделок в местах течи судов, а в отношении строительных грузов – необходимостью устройства жилищ, грузовых приспособлений и причалов на берегу. Наконец, последним моментом, на котором необходимо остановиться, является вопрос о претензии или жалобах клиентуры. В процессе грузовых операций и за время стоянки судов Экспедиции у устья Колымы Руководство Экспедиции неоднократно подвергалось нападкам со стороны, гл.образом КИУРТ'а по вопросу использования плавсредств, выгрузки груза и т.п. Неосновательность подобных нападок, к сожалению объяснялась зачастую недоучетом не только нужд местного населения, других организаций и Экспедиции в целом, но и зачастую своих собственных нужд. Кроме того, часто организациями в своих
требованиях и притязаниях при выгрузке вовсе не учитывались состояние
погоды, плавсредств и условий выгрузки, что можно объяснить отсутствием
или малым знакомством с работой морских судов, особенно в условиях открытого
внешнего рейда. |