ПОПЫТКА "ЛИТКЕ" ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ П/Х "ЧЕЛЮСКИН" В НОЯБРЕ 1933 Г.

"Литке" удалось связаться с ледокольным пароходом "Челюскин", совершавшим сквозной поход с запада на восток Ледовитым океаном, в первых числах сентября. "Челюскин" в это время проходил Новосибирские острова, держа курс прямо на о-в Врангеля и имея благоприятную ледовую обстановку.

8-го сентября во время прямого телеграфного разговора с Начальник Экспедиции на "Челюскине" т.ШМИДТ, им был задан вопрос – какой путь следует избрать "Челюскину" к Врангелю, на что ему был послан ответ: …"по всем данным до Шелагского мимо Медвежьих можете рассчитывать на благоприятные условия. От Шелагского до Биллингса наиболее трудный участок, но полагаю, при освещении самолетом найдете доступный путь вне береговой полосы. В проливе Лонга также к югу от Врангеля лед по-видимому также проходим, тяжелые льды прижаты к материку…». Продолжая следовать прямым курсом, "Челюскин" приближенно на меридиане Медвежьих островов встретил тяжелую ледовую обстановку, был вынужден склониться к берегу и следовать от Шелагского несколько мористее пути судов нашей Экспедиции и Экспедиции СЕРГИЕВСКОГО, перейдя впоследствии на путь следования группы "Литке" и второй группы "Свердловска" и "Л.Шмидта". Рук. Экспедиции регулярно и подробно информировал о ледовой обстановке на пути следования группы "Литке" все суда, находящиеся в Вост.Сибирском море, в том числе и "Челюскина".

Позднее время года и отдаленность "Челюскина" от о-ва Врангель при тяжелой ледовой обстановке создали известное беспокойство у организаций за судьбу снабжения колонии на Врангеле и 5-го сентября нами была получена телеграмма от Дальневосточного Морфлота о выделении специального судна для снабжения Врангеля и затем 12 сентября была получена телеграмма с предложением связаться с т.ШМИДТ и договориться о способах снабжения Врангеля. Так как в это время самолетом Н-4 были сняты больные, женщины и дети, заброшено туда самое необходимое из продовольствия и завезены радисты, то тов. Шмидт ответил, что положение на Врангеля вполне терпимое, за него беспокоиться нечего и что он уверен в успехе своей Экспедиции. Этот ответ был передан в Наркомвод.

В дальнейшем "Челюскин" продвигаясь тем же путем как и все суда нашей Экспедиции, был захвачен начавшимся неблагоприятным штормом и продрейфовал вместо со льдом до о-ва Колючин, где до 5 октября стоял в сжатом спрессованном смерзшемся льду. С изменением ветров на южные 6-го октября "Челюскин" с большим трудом освободился и появившимися разводьями начал продвижение на восток. В это время Наркомвод, обеспокоенный положением судов, прислал следующую телеграмму:
«Рабочих ГУСМП передайте лесовозам идущим Владивосток. Выясните возможность согласуйте со Шмидтом вывод Свердловска Шмидта Челюскина тчк. Обязательно принять всех больных вывезенных самолетом Анадыря. ЦЗВОД Розенталь». Содержание этой телеграммы было передано тов.Шмидту с извещением, что выход "Литке" на помощь "Свердловску" "Шмидту" и также "Челюскину". Возможен с изменением ледовой обстановки, т.к. форсирование уплотненных северными ветрами льдов при настоящем состоянии "Литке" положительных результатов не даст и еще больше ухудшит состояние ледокола. От т.Шмидта был получен ответ, в котором он говорит, что можно надеяться, что "Челюскин" выберется самостоятельно, т.к. создавшаяся последние дни ледовая обстановка несомненно благоприятна, она также благоприятна и для операции "Литке" по выручке "Свердловск" и "Шмидта".

Как уже описано выше, поход "Литке" к "Свердловску" и "Шмидту" был неудачен и "Литке" возвратился в Провидения для бункеровки. А "Челюскин", будучи зажат во льдах во время шторма 12-14 октября в районе мыса Икигур, вмерз в большое ледяное поле и вместе с ним дрейфовал в различных направлениях, оказавшись под влиянием норд-вестового ветра и течения, 4-го ноября несколько южнее ов-в Диомид - фактически в Беринговом море.

В ночь на 5-е ноября с затиханием норд-вестового ветра, пароход "Челюскин", оказавшись вместе со льдом во влиянии устойчивого постоянного теплого течения, проходящего через Берингов пролив, начал быстро дрейфовать на норд. Считая это момент опасным, ухудшившим положение Челюскина, Начальник Сев.Вост. Экспедиции предложил через находящегося на борту "Литке" Начальника Летной части КУСМП т.Красинского командованию "Челюскина", содействие ледокола. На это предложение т.Красинский получил следующий ответ Начальника Экспедиции т.ШМИДТА: «Помощь "Литке" при известных обстоятельствах может оказаться необходимой, мы тогда обратимся с просьбой и примем помощь с благодарностью. Сейчас положение неопределенное. Со вчерашнего дня "Челюскин" быстро дрейфует на север, что дает надежду на разлом поля. Если тов.Бочек знает о Вашем предложении, то прошу выразить ему благодарность». Красинский сообщил ШМИДТУ, что благодарность Бочеку передана. "Литке" в это время находился в Провидении и продолжал бункероваться.

9-го ноября от командования "Челюскина" получена следующая телеграмма: «"Челюскин" в полдень девятого находится в широте 67-20, долготе западной 168-16, ветер ост1 дрейф норд-норд-ост миля в час. Лед на норд-ост, кромка в двух милях. Челюскин вмерз в льдину, до разреженного льда от него на ост три четверти мили, на зюйд-ост и зюйд разреженный лед в двух милях, на зюйд-весте большие прогалины чистой воды в трех милях. 7 и 8 ноября лед у Челюскина имел движение от зыби идущей от оста. ВОРОНИН ШМИДТ». И в полночь 10-го ноября следующая: "Литке Бочек Дрейф Челюскина продолжается в прежнем направлении со скоростью три четверти мили в час по-видимому мы находимся в известном устойчивом течении, которое грозит отнести к Геральду и дальше на север в район полярного пака. Хотя после обратного выхода из Берингова пролива наша льдина уменьшилась в размере, но наступившее и по-видимому устойчивое безветрие сильно уменьшает нашу надежду на разлом льдины ветром и волной. При таких условиях мы обращаемся к вам с просьбой оказать нашему пароходу содействие в выводе из льдов силами ледореза Литке. Зная о трудной работе проделанной Литке и имеющихся повреждениях мы с тяжелой душой посылаем эту телеграмму, однако обстановка в данный момент более благоприятна для подхода Литке к нам чем когда бы то ни было, по-видимому, Литке сможет, следуя между восточной кромкой и Американским берегом подойти к нашей льдине с чистой воды. Состояние нашей льдины подробно обрисовано во вчерашней телеграмме, из которой видно, что до разреженного льда от Челюскина три четверти мили, а до кромки в некоторых направлениях две мили. Мы надеемся, что Литке сможет разломать льдину, в которую вмерз Челюскин при одновременной работе Челюскина и взрывов. В крайнем случае, если бы разломать не удалось, мы перебросили бы по льду большую часть людей для передачи на Смоленск, что значительно облегчило бы нам зимовку. При необходимости можем дать Литке уголь. ШМИДТ ВОРОНИН."

"Челюскин" в это время находился от Берингова пролива к северу на расстоянии 100 миль. Углубление "Литке" при его состоянии в полярное море в середине ноября было безусловно опасно, но в тоже время, считая положение "Челюскина" очень тяжелым, Руководство Экспедиции и командование "Литке" считало своим долгом произвести попытку помочь Челюскину выйти из льдов. И немедленно после получения телеграммы от Шмидта и Воронина ответили: «Зажигаем котлы будем готовности выходу 11-го вечеру. Все что будет в наших силах поврежденным Литке попытаемся сделать для оказания помощи. БОЧЕК НИКОЛАЕВ»

Одновременно с этим была запрошена санкция Наркомвода на опасный поход "Литке". Еще не успели отправить ответную телеграмму "Челюскину" как было дано распоряжение о подготовке "Литке" к походу. Для окончания бункеровки и приема дополнительного снабжения были мобилизованы все экипажи судов и даже рабочие ГУСМП с пассажирами, прибывшими с "Челюскин" пешком.

На ледоколе "Литке" был созван кратковременный митинг его состава, где зачитана телеграмма командования "Челюскина" с разъяснением положения, в которое попал "Челюскин" и трудностях похода "Литке". Здесь же было объявлено решение идти на помощь "Челюскину".

Экипаж "Литке", зная все трудности и опасности похода, все до одного не колеблясь приняли решение и постановили усилить темпы подготовки ледокола к походу до предельной возможности. Бодр, с сознанием своего задания принялся экипаж, поле митинга, за подготовку "Литке" к походу, ударными бригадами, объявив между собой соревнование.

12-го ноября с рассветом "Литке", имея на борту запас продовольствия на 8 месяцев и угля 630 тн., вышел из Провидения к "Челюскину", который в это время находился в широте 68-00 северной и долготе 169-00 западной. Погода была неблагоприятная, дул крепкий нордовый ветер при температуре воздуха минус 16°. При подходе к мысу Чаплина встретили сплоченный лед, проследовав вдоль кромки генеральным куром на ост, "Литке" около полудня в шир. 64-11сев и долготе 172-00 западной, кромка льда позволила лечь курсом в направлении о-вов Диомид. К вечеру этого же числа ветер перешел на норд-норд-вест, усиливаясь до штормового с пургой. Несмотря на то, что ледокол следовал под защитой льда, все же сильно поддавало по левому борту и при наличии мороза весь борт, бак и передняя палуба покрылись льдом.

13 ноября ночью при плохой видимости в снежной пурге открыли несколько горных вспышек, показанных с о-ва Диомид, по-видимому, населением этого острова были обнаружены огни "Литке" в момент просветлений.

Имея продолжающийся шторм и тяжелый лед в проливе между нашим материком и Диомидом, решено было стать на якорь у острова до улучшения погоды, т.к. вход ночью в лед поврежденного ледокола командование "Литке" считало опасным.

14 ноября в 2 часа ночи с ослаблением ветра и улучшением видимости "Литке" отошел от островов Диомид и последовал на норд. Пройдя около 45 миль открытой водой в широте 66-33 и долготе 168-40 встретили кромку сплошного смерзшегося льда, имевшего вид ледяного пака. Следуя вдоль кромки на норд-ост в широте 67-00 и долготе 167-00, направление кромки изменилось на норд, продолжая следовать вдоль кромки открытой водой. В 18 час. в темноте вынуждены были остановиться, из-за невозможности разобраться в ледовой обстановке, считая себя приближенно в 30 милях от "Челюскина" на зюйд-зюйд-ост(в широте 67-33 и долготе 167-08). Температура минус 18 при маловетрии. Ночью начавшимся свежим ветром от ост-зюйд-оста "Литке" окружило нагоняемым льдом и к рассвету он оказался в полумиле от кромки открытой воды. Битый подогнанный лед быстро был схвачен молодым и уже потребовались значитльные усилия для вывода ледокола на чистую воду. Следуя дальше вдоль кромки на норд-ост в 8 часов утра обнаружили, что кромка непроходимого льда повернула от норда на ост и затем далее на всю видимость на зюйд-ост. Место судна в это время было по счислению широте 67-45 нордовая и долгота 167-30 западная. "Челюскин" в это время находился приближенно в 20-25 милях западнее "Литке". Выявив невозможность прямого подхода к "Челюскину", "Литке" последовал вдоль кромки на восток, в надежде найти проход с северо-востока или с севера от "Челюскина". Создавшееся положение было сообщено командованию "Челюскина" и получили ответ, что спускается самолет-амфибия для производства ледовой разведки. В 13 час 15-го ноября, обогнув восточную кромку, лед в широте 67-42 северной и долготе 166-35 западной, "Литке" последовал на норд и вскоре вошел в молодой 3-х дюймовый лед, покрывший все видимое пространство от оста до веста через норд, ясно виден был Американский материк. Продвинувшись до наступления темноты до широты 68-00, стали среди молодого льда приближенно в 20 милях к югу от мыса Хоп. Ветер начал свежеть от норд-оста, температура воздуха несколько повысилась. В течение всей ночи "Литке" дрейфовал вместе со льдом на юго-запад со скоростью около полумили в час, вокруг ледокола наблюдалось торошение молодого льда. С рассветом 16-го ноября имея штормовой ветер от норд-оста "Литке" последовал молодым льдом на запад с расчетом найти в этом направлении проход к "Челюскину". "Челюскин" же в это время со всей массой льда дрейфовал на вест.

При наличии штормового норд-веста летную разведку произвести было невозможно. По мере продвижения "Литке" на запад лед встречался более плотный, доходя до 6 дюймов, временами встречались большие поля наторошенного льда, продвижение через который было возможно только разбегами ледокола. Около полудня подошли к битому старому смерзшемуся льду, непроходимому для аварийного ледокола. Кромка этого льда располагалась по всему видимому пространству от норда до зюйда через вест. "Челюскин" в это время находился широте 68-06 и долготе 169-00, т.е в милях 30 от зюйд-зюйд-вест от "Литке". Считая совершенно недопустимым углубляться дальше в лед при торошении норд-остом молодого льда, "Литке" отошел несколько на зюйд-ост на видимость кромки открытой воды, стал среди молодого льда в ожидании ледовой разведки самолетом.

Руководство Экспедиции, дав согласие идти на помощь "Челюскину", строило план похода по информации "Челюскина", исходя из следующих соображений: имея повреждения ледокола, Руководство рассчитывало на маневренную тактику – быстро подойти по чистой воде к месту нахождения "Челюскина" и одновременными действиями ледокола и аммонала попытаться разрушить льдину, в которую "Челюскин" вмерз, и освободить его. В крайнем случае, при неудача этого варианта, - подойти как можно ближе "Челюскину" и попытаться снять с него лишних людей для облегчения зимовки в дрейфующих льдах. Иной тактики выжидательной в позднее навигационное время с малыми запасами топлива для аварийного ледокола быть не могло. "Литке" при его зажиме льдом, с окончанием топлива, неминуемо должен был пойти ко дну, ибо прекращение топлива значило прекращение работы водоотливных средств.

К моменту же подхода "Литке" к "Челюскину", "Челюскин" под влиянием восточных ветров дрейфовал на запад, лед, продолжая дрейфовать под слиянием северного течения, охватывал "Челюскина" с востока, все больше отдаляя его от кромки открытой воды. Эта характерная передвижка льда разворачивала льдину "Челюскина" с востока на север, о чем командование "Челюскина" сообщило телеграммой:
«… ночью "Челюскин" вместе со льдиной разворачивает от оста через норд до веста делаем лыжную разведку для отыскания более легкого пути "Литке" к "Челюскину" ВОРОНИН ШМИДТ»

Таким образом, первоначальная ледовая обстановка, о которой командование "Челюскина" информировало первой телеграммой от 10/XI изменилась, отделив "Челюскина" от "Литке" 20-30-мильным ледяным барьером, непосильным для "Литке". Это положение лишило возможности выполнить "Литке" свой план быстрых маневренных действий и предусматривало позиционную выжидательную тактику, что для "Литке" было совершенно невозможно.

17-го ноября при попытке самолета "Челюскина" подняться на небольшом аэродроме, самолет сломал шасси и повредил крыло. К счастью, пилот Бабушкин остался невредим. С повреждением самолета, ледовая разведка отпала. В продолжение ночи имели сильный дрейф, кромка отодвинулась на довольно значительное расстояние.

В 8 час. утра находились в широте 65-01 северной и долготе 168-17 западной. Стоим среди молодого льда, образовавшегося в течение ночи. Начальник Экспедиции на "Челюскине" т.ШМИДТ высказал возможность разведки самолетом Н-4, который находится на мысе Северном и ремонтируется после вторичной вынужденной посадки и возможно долго не сможет вылететь.

Молодой лед с каждым часом становился крепче, плотней, появились наслоения друг не друга пластов молодого льда, которые идут усиленным темпом, что заметно простым глазом при наблюдении за короткое время. Там, где вчера "Литке" проходил тонким темным льдом, сегодня он окреп, цвет его изменился до белого. С востока на север заходит старый многолетний лед, окружая "Литке". Уже в образовавшемся льду "Литке" нормально работать не может, – заклинивается, лед поддается только при работе ледокола разбегами. Фактически "Литке" попал в мешок, закрывающийся с севера молодым торосообразованием и охватывающийся с востока надвигающимся ледяным непроходимым барьером. Дальнейшая стоянка здесь вызовет зимовку "Литке", поставит его в положение беспомощного бедствующего корабля, а вслед за этим возможна катастрофа – гибель судна и людей, ибо угля осталось на 7 ходовых дней – около500 тонн, после окончания которого "Литке" в течение суток пойдет ко дну.

Учтя обстановку и дальнейшие возможности, Руководство Экспедиции созвало совещание командования "Литке" с представителями партийных и профсоюзных организаций, а также с представителями прессы, на котором был поставлен вопрос: выводить "Литке" или оставаться выжидать при данной ледовой обстановке. Это было трудное страшно тяжелое совещание, каждый понимал обстановку и каждому хотелось в этот момент быть не на "Литке", а на "Челюскине", ибо решиться оставить корабль в бедственном положении чрезвычайно трудно и не всякий сможет это сделать. Но другого выхода не было и все до одного человека, присутствовавшие на совещании, высказались за немедленный вывод "Литке", чтобы не поставить его в положение "Челюскина" и даже худшее. Руководство Экспедиции решило отказаться от дальнейшей попытки найти подход к "Челюскину", о чем известило Наркомвод и просило разрешения ШМИДТА на немедленный вывод "Литке". Отто Юльевич ШМИДТ учел положение "Литке" и дал согласие на немедленный его вывод из Полярного моря. Получив разрешение на выход "Литке" после полудня последовал на ост-зюйд-ост молодым льдом, рассчитывая до темноты выйти к кромке открытой воды. Но с наступлением темноты "Литке" встретил тяжелый битый лед и вынужден был остановиться до рассвета из-за невозможности ориентироваться в темноте.

С рассветом 18 ноября "Литке" возобновил обратное движение. Ночью, фактически в продолжение 18 часов имели сильный дрейф на ост-норд-ост со скоростью одной мили в час. Двигаясь на ост, "Литке" имел справа тяжелый старый лед, молодой окрепший лед сильно тормозил продвижение ледокола. До полудня положение было очень напряженное. Руководство Экспедиции решило, что если не удастся к концу дня пробиться на более легкую ледовую обстановку, то чтобы избежать опасности остаться в дрейфе без угля, - начать пробиваться к видневшемуся на норд милях в 30 Американскому берегу (район мыса Хоп), где попытаться вклиниться в береговой припай для зимовки, хотя это мероприятие также не гарантировало полную безопасность судна.

Около полудня этого числа в широте 67-30 и долготе 166-00 "Литке" вышел на более молодой ровный лед и начал склоняться на зюйд, но до темноты еще раз вынужден был отходить значительно к осту, обходя языки тяжелого многолетнего льда. Несмотря на трудности работы ночью во льдах, все равно решено было продвигаться на зюйд. Изредка встречали прогалины открытой воды, чаще же двигались среди молодого 3-5 дюймового льда, иногда застревая в торошенном льду, тянувшемся на протяжении нескольких миль. Сего же числа получил распоряжение за подписью Зам.Предсовнаркома т.Куйбышева и Зам. Наркома т.Розенталь об оказании помощи п/х "Челюскин", не допуская опасного положения для судов.

Утром 19 ноября встретили очень большое стадо тюленей, залегшее на старой льдине, но отдельные экземпляры этого крупного зверя лежали на молодом льду уже окрепшем для такой тяжести.

Вскоре после этого "Микоян" вышел в широте 66°20 северной и долготе 168° западной на открытую воду, при крепком ветре от норд-веста со снегом. Видимость плохая. Несмотря на многократные изменения во льду курса, счисление оказалось правильным и около полудня открыли массив Дежнев в расстоянии 2-3 мили по носу. После полудня прибыли к посту Дежнев и в ночное время, освещая берег и подход к ледоколу начали посадку 19-больных переброшенных самолетом Н-4 с зимующих судов. С рассветом 20-го ноября "Литке" последовал в Провидения, куда и прибыл утром 22-го, в пути следования имели окрепший молодой лед местами сторошенный сильным норд-вестом.

На рейде в бухте Эмма стоит вклинившись в береговой припай п/х "Смоленск", занятый выгрузкой и сборкой доставленных двух самолетов АНТ-4.

"Смоленск" прибывший в Провидения для приема пассажиров с зимующих судов, доставил одновременно уголь для "Литке" и пароходов "Свердловск" и "Шмидт".

Назад