Овса не просит!

Конец годов шестидесятых,
Начало семидесятых,
Явилось бесповоротно
Техническим переворотом…
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И над тайгою, завывая,
Как над трубою черный кот,
Взвился чумазый вертолет.
В. Березин.

Вездеходы, трактора  в сезонных полевых партиях приживались плохо – сплошное бездорожье, горный рельеф, большие расстояния перегона, поломки – все это сводило на нет их преимущества; приходилось подолгу  простаивать, таскать грузы на себе.

Идеальным транспортом  в середине шестидесятых годов стал вертолет.

Счастливчики: На вездеходе В. Погорелов и В. Березин;  за главного - Ю. Евстафьев

Обслуживая группу близко расположенных сезонных партий, трудяга Ми-4 обычно базировался  в ближайшем поселке геологоразведчиков, где пилотам выделялось временное жилье, повар готовил еду. Туда же завозился необходимый запас  горючего. Пилотам нравилось работать по заявкам полевиков, практически бесконтрольно.

Вот типичная сценка наших взаимоотношений в те годы.

Нам надо перевезти взрывчатку с базы  разведчиков в полевую партию. Второй пилот, ответственный за оформление документации, приступает к делу:

-Ваш груз – 5 тонн, это – 6  рейсов; расстояние в оба конца – 120 км; арифметику ты знаешь -  получается 9 летных часов. Подпишешь такой налет?

-Конечно.

-Тогда грузи по полторы тонны; мы облегчим машину  и перевезем твою взрывчатку за 4 рейса; остальное тебя не касается. Слетаем на рыбалку.

С вечера мы по рации передавали свои заказы на завтра и спокойно  уходили в маршруты. В середине дня над нашей головой  стрекотал вертолет –перевозил наш скарб на следующую  стоянку.

Вертолетчики были у нас самыми уважаемыми  людьми, а мы у них – основными, удобными заказчиками. Экипажам нравилось работать у полевиков –мы не очень скупились при подписи  расчетных документов, у нас всегда можно было  разжиться мясом сохатых, на реках – отменная рыбалка…

Надо сказать, что малообжитая  Западная Чукотка была действительно  изобильным краем. Лоси – «сохатые» стадами гуляли в долинах рек; на островах  при отсутствии хищников

за лето разводилось несметное количество зайцев, Повсеместно в лесной зоне встречались рябчики, глухари и тетерева; тундра  была желанным домом для полярных куропаток. Летом их выводки свободно гуляли по земле и не спешили  улетать при появлении человека;  осенью они сбивались в огромные стаи и вели себя крайне беспечно, не улетали даже после первых выстрелов; полярные  гуси – казарки были более осторожными, для их добычи требовалось умение и терпение.

Реки буквально кишели рыбой. Самым распространенным видом был хариус; он забирался в самые мелкие ручьи, в жаркое лето при их обмелении в отдельных омутах рыбу можно было ловить прямо

руками; а уж клевал он на что угодно: на овода, червячка, кузнечика, кусочек красной изоленты, крученный волос с одного места…

Осенние заготовки

В горных озерах и речках было полно северной форели – мальмы, гольца; по весне с появлением полыней во льду они клевали даже на пустой крючок- бросались на все, что падало в воду; в более крупных реках королями были ленки, встречалась нельма, чир, муксун и другие представители «красной» рыбы. Кета, горбуша и другие  лососевые заходили на нерест  в реки, впадающие в Тихий океан, в наших, колымских реках они не водились.

В общем, поохотиться и порыбачить было где.

В партии В. С. Шабалина, например, всегда можно было  вкусно поесть –Виктор Степанович был большим гурманом  и всегда брал в поле  опытных поваров. Стоило  с его базы  помахать  пролетающему вертолету полотенцем – те делали круг и садились – пообедать, заодно выполнить его заказы.

В.Теребенина и Э.Куренис с трофеем

А вот Байрама Гаджиева вертолетчики недолюбливали – крику много, а покормить – жадничал. Вот и отыгрывались на нем – летали «по инструкции». Подготовит он груз  на одном месте площадки, показывает: «Садись здесь!» Сядут на другом берегу реки: «Груз у тебя плохо закреплен, может под лопасти попасть…»

Конечно, такая опасность всегда была. Полевое снаряжение мы грузили  навалом, предварительно  сложив его в кучу и удерживая под  воздушной струей от винтов вертолета своими телами.

Однажды мы завозили  взрывчатку в одну из партий. Уговорили командира вертолета, Игоря Макарова поднять  ВВ прямо на объект работ, в седловину  узкого водораздела. Полетел. Скоро возвращается, белый, как полотно, в истерике поносит всех матом: «Дайте что-нибудь выпить, сегодня я больше не летаю!»

Дали, успокоился, рассказывает:«Подлетаю к седловине, пятачок маленький, только-только уместить три колеса. Целюсь, краем глаза вижу – на свернутой  палатке лежит рабочий, удерживает ее…Вдруг –хлопок, как выстрел, палатка взлетела, лопасти вертят ее, как парашют! В мозгу моментально пронеслась вся моя летная жизнь, даже  будущий приказ на доске объявлений увидел: за летное происшествие – уволить с  работы!

Жду – сейчас кувыркнемся по склону и – все!… К счастью, старая палатка не выдержала напора воздуха, рвется и слетает с лопасти… Оказывается, этот м… решил посторониться, уступая мне место, встал с палатки и …»

 Летели мы как-то летом к топографам – с инспекцией. По пути подсели в пионерском лагере на  р. Ангарке, забрали мою дочь. Летим дальше на высоте 1500 метров, хорошая погода, тундра уже окрасилась в осенние цвета – желтые и оранжевые. Я дочке в иллюминатор показываю эту красоту.

Вдруг вертолет начинает резко снижаться, почти пикирует. Бортмеханик показывает вниз: «Медведь бежит, решили  развлечься, погонять!»

-Где, где медведь – вертит головой моя Наташка, а вертолет  уже почти у самой земли – падает, не замедляя скорости. Готовлюсь к худшему, прижал ее к себе…

Пилоты пытаются  перевести вертолет в режим  горизонтального полета –не тут-то было – слишком большая инерция вертикального спуска бросает  его на землю. Бешено вращающиеся лопасти  с максимальной мощностью  подбрасывают вертолет метров на 15 и он снова падает, прыгает, как козел. Наконец, сброшены обороты, машина замирает на заболоченном склоне. Экипаж с круглыми глазами высыпает из нее, осматривают со всех сторон. Пятка хвостовой балки – в грязи, значит, бились ею о землю, но, к счастью, винт не повредили.

Нас спасло только то, что приземлились мы на относительно ровное болотистое место. Попали бы на каменистый склон  - трагедии не миновать.

-Прости – просит командир – больше на такие развлечения в жизни не пойду! Расскажешь кому – снимут с летной работы.

О вертолетчиках можно рассказывать много; всех их мы знали по именам, изучили  их характеры и пристрастия. Кого-то очень уважали, к кому-то приспосабливались.  Большинство из них  были ассы своего дела, хотя некоторые  не скрывали  своей меркантильности.

Полевой работяга – Ми – 4

Самым уважаемым у нас  вертолетчиком в шестидесятые годы был  пилот-инструктор  Евгений Борисович Панин.

Он мог сесть практически везде, на любой поляне в лесу, лишь бы там поместился его вертолет. Только потом предупреждал: «Второй раз прилечу, срубите  вон то дерево, мешает…»

Он сам вел учет наших заказов, и если уж обещал прилететь, жди - обязательно будет, несмотря на любую погоду.

Любил Евгений Борисович природу, рыбалку. Как-то, выбрасывая нас на берег озера, позвал меня в воздухе к себе в кабину, показывает: «Вон, на озере плавает семья лебедей. Не дай Бог, хоть одного не досчитаю, откажусь вывозить вас обратно.»

Не менее знаменитым у нас был  в те же годы  и Юрий Панибратец – артист в воздухе. Свою «ласточку» –так он называл вертолет – мог водить  передом и задом, боком и даже в лежачем положении. С ним было интересно и страшно летать: кажется, вот сейчас  зацепится за деревья, садится на высокие кусты, прижимая их к земле струей воздуха от лопастей, торопит: « Скорее выгружайтесь и прыгайте, мне нельзя уменьшать обороты…потом все кусты на полянке вырубите!».

Юрий любил охотиться  на островах больших рек; опустит вертолет до самой земли, струей воздуха выгонит зайцев  из кустов  на галечную косу, вертолет – на землю, и  палит по ним из ружья, пока те разбегаются.…

Эта вольница закончилась со списанием  Ми-4. На вертолетах Ми-8, заменивших своих предшественников, были установлены барографы, которые фиксировали  все условия полета, посадки; мы должны были отчитываться за каждую; значительно  подорожала стоимость вертолето-часа, наладился учет.

При пользовании вертолетами были у нас и трагикомические ситуации.

Вертолет прилетел к нам неожиданно, надо перебрасывать стоянку. Спешно снимаем палатки, повар Саша  затаскивает в салон кастрюли с недоваренным  борщом, полевую печку. Взлетаем. Салон заполняется дымом. Горим!?

-Саша, ты угли из печки хорошо вытряхнул?

-И не думал! Что, мне на новой стоянке опять ее разжигать, что-ли? Довезут и с углями,, чишше лошади! (его обычная присказка) .

При посадке пилот слишком резко бросил машину вниз, она толчком коснулась земли. Открыта дверь, все сходят; Федя Черемных, наш техник, продолжает сидеть.

-Федя, выходи, приехали!

-Сейчас, пусть только девчонки уйдут!

Оказывается, от резкого  толчка Федя напрягся и у него лопнула резинка натрусах.Привстал, они спустились до колен, не дают шагнуть…

 

  Далее