Дорога с порога ведет на Восток, Колыма – почти что Сочи, нани-на, нани-на, О. Север! Ты в душе у многих |
Крайний Север! Поколения первопроходцев стремились туда – проверить свой характер, утолить жажду романтической души, познать неизведанные края. Все эти мотивы позвали и нас, новоиспеченных инженеров-геологов, выпускников Северо-Кавказского горно-металлургического института 1955 года на этот край земли.
Итак, жребий брошен! Позади волнения перед комиссией по распределению молодых специалистов; в числе первых (по высшим баллам дипломов) мы, девять выпускников геолого-разведочного отделения горного факультета СКГМИ забираем все девять мест – на Колыму! Долой страшные рассказы про тамошние лагеря, беспредел! Мы молоды, дружны, самоуверенны:
Нас не пробьет слеза,
Пусть вдаль бежит родной вокзал,
Встречай своих хозяев Колыма!
Договариваемся собраться в конце августа в Москве у фонарного столба на площади с видом на Большой Театр и – в путь! Дорожная наша эпопея – предмет особого рассказа. Все мы впервые направляемся в столь длительное путешествие, хотя на производственных практиках уже побывали в Казахстане, на Урале и в других местах. У железнодорожных касс – столпотворение. Одному из нас – самому пронырливому зажимаем в кулак деньги и вталкиваем его в толпу.
Цель – заветное окошко!
Здесь надо сказать, что все мы, за исключением одного, были юнцами –из школы попали в институт. У нашего «ветерана» за плечами – еще и служба в армии - он считал себя «стреляным волком». Вот что из этого вышло. Итак, наш проныра уже почти добрался до кассы, когда его отозвал из очереди наш «старшой»:
-Иди вон в то окошко, там продают билеты в международные вагоны поезда Москва – Пекин без всякой очереди.
-Но там же дорогие билеты!
-Подумаешь, на 500 рублей. Колыма все оплатит! Зато поедем с комфортом!
Соглашаемся, берем билеты, едем с комфортом.
Прибыли в морпорт Находку.
Уйма едущего на Колыму вербованного люда бурлит у пункта их регистрации. Записались в очередь на рейс теплохода в Магадан, ориентировочный срок ожидания – неделя.
Разместили нас в большом зале местного клуба – коек 50 одна к одной. Бал здесь правит блатная прослойка оргнабора. Схема их «выступлений» одна – пьяный куражир под одобряющие выкрики следующей за ним толпы привязывается к очередной «жертве», грозится «размазать мозги по стене», «отправить в больницу», пытается отнимать содержимое карманов, вещи; девчонок запугивают проигрышем в карты.
Наше преимущество – в организованной сплоченности; на претензии к одному встаем все сразу, даем понять, что готовы к отпору. Срабатывает – ввязываться в драку толпе не хочется, а куражир ищет более трусливых.
Подошла и наша очередь в кассу пароходства. Здесь – порядок, четкая предварительная запись, хотя и без разбора –молодой ты специалист – ИТР или из оргнабора.
И опять в дело включается наш «ветеран» – берет билеты якобы в одно-, двух-, и трехместные каюты на теплоход «Александр Можайский». При посадке оказывается, что все каюты - шестиместные, продавали оставшиеся места. Так что плыть нам пришлось, рассредоточившись среди чужого люда.
Выданные нам авансы кончились в Находке, новых нам не дали. Пять суток плывем по штормовому Охотскому морю, питаясь из чемоданов; там у нас запасы сала, лука; покупаем только хлеб и чай.
Корабль постоянно качает на волнах, скрипят переборки – не покидает тревожная мысль: а вдруг – развалится! На верхней палубе – сыро, над морем – пелена холодного, промозглого тумана, в котором, как в вате, тонут заунывные гудки теплохода. В трюме – тепло, но постоянно пахнет рвотными массами – качает нас нещадно, отбивая аппетит. Утром 12 сентября 1955 года входим в бухту Нагаева. Первое впечатление: яркое солнце освещает окрестные сопки, по ближайшему склону среди зарослей стланика бродят коровы, на пирсе вереница автобусов ожидает пассажиров нашего корабля. Ну какой же это глухой край?!
Рассаживаемся по автобусам, нас везут по Магадану в «транзитку на четвертом километре – отправную пристань колымчан» – как ее образно назвал магаданский поэт Г. Фатеев.
Обстановка в Магадане – разительный контраст Находке. Отдельный чистенький барак со старушкой вахтершей у двери – для ИТР. Вечером в него пытается прорваться хмельной мужик; по звонку дежурной двое дюжих парней спокойно выставляют его за дверь. Порядок. Едем в город. У кинотеатра «Горняк» подвыпивший бородач с «трассы» с удивлением уточняет у милиционера – за что его штрафуют!?
-Подумаешь, выразился матерно! У нас на «трассе» все так говорят!
Но штраф – платит.
На последние оставшиеся деньги пытаемся позавтракать всухомятку –в центральном гастрономе берем консервы – рыбные котлеты в томатном соусе, булочки; в сквере рядом ищем укромный уголок для трапезы. Какая – то старушка, думая . что мы мастимся выпить, приглашает: «Пойдемте ко мне, там есть посуда, девушки…»
-Спасибо, бабуся, до лучших времен!
Прием приезжающих специалистов в Северо – Восточном Геологическом Управлении - после обеда. Главный геолог Кечек, начальник отдела кадров Показаньев знакомятся с нашими документами; лекция о геологии региона, беседа об условиях работы в различных РайГРУ, распределение… Рабочий день – к концу, намекаем об авансе. Удивлены: «Вам все выплатили в институте!» Выпросили 500 рублей на всех, пошли в ресторан – отпраздновать свадьбу: двое из наших при распределении попросили послать их вместе – они решили пожениться
На утро – выезд в места назначения: пятерым – на «трассу» ( Б. Болтрукевичу, И. Иноземцеву – в Усть – Неру; А. Штоколову, Е. Крикало, Г. Макарьяну –в Усть-Омчуг - «Теньку»); нам – четверым (О. Цопанову, Э. Копытову, В. Шевченко и мне) – самолетом в Сеймчан!
Аэропорт «13 км» забит ожидающими пассажирами, у окошка кассы – плотная толпа. Занимаем очередь, знакомимся с обстановкой. Самолеты летают нерегулярно, могут вывезти всех завтра, а могут и продержать день – два. Ждем.