СУДА СТАНОВЯТСЯ НА ЗИМОВКУ

29 сентября "Литке" благополучно со своим буксиром п/х "Сучан" подошел к месту стоянки судов за островами Раутан и спешно приступил к приемке угля с судов, несмотря на связанное с этим их некоторое обезугливание, с целью скорейшей попытки пробиться к "Урицкому" для вывода его из тяжелого положения, а затеи продвижения ледореза на восток, как во исполнение категорического предписания Наркомвода, так и для оказания помощи п/х «Сибиряков», затертого во льдах в районе мыса Сердце Камень, с потерянным винтом и частью гребного вала.

Капитанам судов было отдано распоряжение готовиться к зимовке.

Прием угля с судов, который производился по очереди, затянулся, несмотря на ударную работу до средины дня 1-го октября, после чего "Литке" приступил к разлому льда в районе намеченного места стоянки судов близ фактории. Это место было забито тяжелыми, принесенными с севера льдами, скованными молодыми. Работа это была закончена лишь с наступлением темноты.
Опасаясь проводки судов к месту стоянки в темное время при наличии небольших глубин недалеко от берега, постановку их на место стоянки отложили до рассвета 2-го октября, особенно в связи с необходимостью установки с буксировкой парохода "Сучан", имевшей некоторые трудности. 1-го октября, к большой радости личного состава, было получено сообщение о благополучном выходе ледокольного парохода «Сибиряков» на чистую воду в районе мыса Дежнева и взятия его на буксир тральщиком «Уссуриец». Благодаря этому, одна из трудных задач, стоявших перед "Литке" отпала.

7-го октября ледокол "Литке" вошел в Чаунскую губу и стал на рейд у фактории рядом с судами.

Место стоянки судов у фактории за островами Б. и М. Раутан и у мыса Певек является вполне спокойным и надежным. Суда стоят вблизи самого берега на глубине 5 саж., имея заведенные на берег швартовы.

В промежутке времени до 22 октября "Север" суда (за исключением л/р "Литке" и п/х "Урицкий") закончили зимовочное оборудование, вывели из действия котлы и перешли на зимовочное положение.

Зимнее оборудование заключалось в обшивке наружного борта лесом судовых жилых помещений, концентрирование личного состава в определенных жилых помещениях, установке специально сделанных из кровельного железа, или из железных бочек камельков с трубами к ним, оборудование водогрейки, бани.

Помимо обшивки лесом для отопления помещений были применены и другие изоляционные материалы, как например: ранее заготовленный шлак, толь, уголь, кошма и т.п.

Продовольственное снабжение в целом удовлетворительное, за исключение отсутствия некоторых противоцинготных средств, как-то квашеная капуста, лимоны, копчености.

Обмундировочное снабжение оказалось дефектным: сапоги было на резиновой подошве, недоброкачественные и недостаточное количество, кожаные костюмы и теплое белье - недомерки.

При вскрытии погруженных во Владивостоке ящиков технического снабжения оказались недостачи некоторых необходимых предметов, как-то: поперечных пил, вместо ледяных пил, снабдили станковыми пилами с лесопилки, которые лед не пилят, шарнир, задвижек совершенно не было, также не было кошмы для отепления помещений, а войлок был дан в незначительном количестве и плохого качества.

Назад