ПОХОД П/Х "СЕВЕР" В ТИКСИ

По заданию Наркомвода руководство Экспедиции еще во время стоянки в Чауне подготовило пароход "Север" для выполнения дополнительного задания по доставке угля из Тикси (устье Лены) в Колыму для Дальстроя, а также для судов нашей Экспедиции на случай, если бы посылаемое снабжение из Владивостока почему-либо не достигло судов Экспедиции.

П/х север 1-го июня был укомплектован отборным экипажем, с расчетом возможной вынужденной вторичной зимовки в Полярном море. Капитаном судна был назначен молодой, энергичный капитан парохода "Красный партизан" тов.КАРАЯНОВ, проявивший себя как знающий и дельный работник во время похода судов в 1932 г., а также во время зимовки как помощник Нач. Экспедиции по административной части.
Исходя из соображений и необходимости отправки п/х "Север" возможно ранний срок от Колымы, при перегрузке судов в Чауне этому судну не давалось никаких дополнительных грузов. Во время разгрузки в Колыме грузовые работы строились из расчета освобождения в первую очередь п/х "Север". Все же 1500 тонн, находившиеся на боту "Севера" при большом количестве тяжеловесов и технического груза были выгружены только 6-го августа, а на другой день, приняв на борт 65 чел. пассажиров для Тикси, служащих и рабочих различных Колымских организаций и приняв для них 3-х месячный продовольственный запас п/х "Север" последовал в Тикси. До пролива Лаптева "Север" следовал открытой водой, где 10-го августа встретил битый лед, доступный для прохождения.

11 августа "Север" успешно прошел море Лаптевых и соединился с п/х "Ленин", следовавшим по заданию Дальстроя для его участия в Экспедиции капитана МИЛОВЗОРОВА, и пополнил его запасы топлива близ мыса Борхая. 12-го августа утром оба судна прибыли в Тикси. В это же день "Север" приступил к погрузке угля, каковую успешно и закончил 19 августа, приняв на борт 2.211 тонн угля, и вышел обратно в Колыму.

20-го августа начался жестокий шторм, причинивший бедствие речной Экспедиции капитана МИЛОВЗОРОВА. Пароход "Север", получив известие от т. МИЛОВЗОРОВА о необходимости помощи, направился к нему, но вследствие сильного шторма и пурги, ему удалось соединиться только 23-го августа, с улучшением погоды, и в течение 10-ти дней оказывал действие бедствующим судам, принимая на борт пассажиров, спасая груз с гибнущих барж и снабжая суда углем.

3-го сентября "Север" прибыл к устью Колымы и немедленно приступил к выгрузке угля для Дальстроя. По договоренности с этой организацией, разгрузка "Севера" производилась в самом спешном порядке и к утру 9-го сентября закончил выгрузку и снялся для следования на восток. В Амбарчике "Север" сдал Дальстрою 817 тонн угля и в море речным судам Экспедиции капитана МИЛОВЗОРОВА 285 тонн, остальное количество было оставлено для своих надобностей и для пополнения запасов п/х "Хабаровск", выделившего часть своих запасов для пароходов "Микоян", "Урицкий", "Анадырь" и ледокола "Литке".

13-го сентября "Север" в тяжелой ледовой обстановке соединился с пароходами "Хабаровск" и "Анадырь" близ Аачимских банок, снабдил эти суда углем (п/х "Анадырь" дал 300 тн., "Хабаровску" – 200 тн.) и в дальнейшем при продвижении с этой группой на восток, вследствие тяжелой ледовой обстановки вынужден был стать на зимовку в 15 милях на восток от мыса Биллингса. Вблизи берега на малых глубинах.

Снабжение п/х "Север", которое он получил в Амбарчике от Дальстроя, в Тикси от Экспедиции капитана МИЛОВЗОРОВА и частично от судов нашей экспедиции надо считать удовлетворительным.

Назад