ОПЕРАЦИИ СУДОВ ВТОРОЙ ГРУППЫ

Как сказано было выше, все суда Экспедиции вышли из Провидения каждое в отдельности, по окончании бункеровки, имея указания Руководства сосредоточиться в районе м. Дежнева, кроме пароходов "Сучан" и "Анадырь", получивших указание следовать самостоятельно далее на запад.

П/х "Гр.Зиновьев" обогнул м.Дежнев рано утром 27 июля и, став против селения Уэлен, приступил к выгрузке небольшого количества горючего для самолета Савой и приема нескольких тонн груза АКО для факторий на м.Северном и Чауне. Работе мешал разреженный битый лед; после полудня, выполнив задание, "Гр.Зиновьев" вышел на открытую воду и стал на якорь в расстоянии трех миль на норд-норд-ост от м.Дежнев в ожидании дальнейших указаний. 29 июля к нему присоединились пароходы "Микоян" и "Север" с баржами и катерами и ш/х "Темп".

П/х "Урицкий" подошел к селению Уэлен 27 вечером для выгрузки основной базы горючего для самолета Саввой, но ледовая обстановка и ветер от норда позволили выгрузить только три бочки бензина и заставили отойти мористее, а в дальнейшем, убедившись в полной невозможности выгрузить горючее в Уэлене, - перейти к селению Дежнев, где это и было выполнено по договоренности с т.Красинским. Закончив выгрузку горючего "Урицкий" продолжал стоять под защитой массива Дежнева от северного ветра и льдов.
3-го августа, по распоряжению Руководства присоединился ко второй группе, стоявшей к осту от м.Дежнева, на свободном от льда пространстве проливе Беринга.

Ледорез "Литке" с руководством Экспедиции на борту вошел в Ледовитое море 30 июля и, подойдя к пароходам, стоявшим у м.Дежнев, передал буксируемую им баржу п/х "Г.Зиновьев", вечером этого же числа последовал к п/х "Сучан", дрейфующему во льдах в районе м.Икигур, для обследования ледовой обстановки. З1-го июля около полудня удалось соединиться с п/х "Сучан" в густом тумане и ошвартовавшись к нему лагом ледорез перегрузил принятое им с п/х "Север" противоцинготное снабжение и одновременно с этим на борт "Сучан" перешел Начальник Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ для личного участия в походе на запад первой группы судов. Сего же числа вечером, согласно решения Руководства, "Литке" последовал обратно к м. Дежнев на соединение со второй группой. Оперативное руководство этой группой тов.ЕВГЕНОВ возложил на меня, как его заместителя по морской части. 1-го августа ледорез соединился с судами второй группы.

Сего же числа мною было созвано совещание капитанов для обсуждения намеченного мной оперативного плана похода второй группы с баржами и катерами во льдах и для информации о создавшейся обстановке и ближайших мероприятиях Руководства.

С 1-го по 7-е августа вторая группа держалась в районе массива Дежнева, меняя свое место в зависимости от ледовой обстановки и ветров. Все суда группы имели под парами по одному котлу и даже при этом проводилась экономия топлива. С палуб барж, по мере возможности, был перегружен на суда, главным образом "Литке" уголь; были приобретены в селениях Дежнев и Уэлен небольшое количество обуви, меховой одежды и байдар, чего совершенно не имелось в нашем снабжении.

Получаемая ежедневно от тов.ЕВГЕНОВА информация о ледовой обстановке, упорно державшиеся северные ветры, данные летной разведки т.Красинского на «Савое», стоявшие без движения близ м.Якан пп/хх "Л.Шмидт" и "Колыма" – все это в общем рисовало определенную картину состояния участка Полярного моря на нашем пути. Оставалось только ждать изменения условий, поскольку это возможно, и затем принять решение, если обстановка не изменится, ставящее под определенный риск буксируемые суда, а может быть и лесовозы.

6-го августа, обсудив совместно с капитанами ближайшие мероприятия, и обменявшись мнением о сроках достижения Колымы, сообщил тов.ЕВГЕНОВУ о целесообразности вызова п/х "Лозовский" снабжавшего в это время п/х «Совет» в Провидении, для дополнительного пополнения запасов угля на судах второй группы, и наши совместные с капитанами соображения о сроках достижения Колымы. По нашему общему мнению, прибытие на Колыму не позднее 20 августа позволит надеяться на благополучную разгрузку и выход судов из Полярного моря без зимовки; достижение же Колымы в эту навигацию считали допустимым не позднее 1 сентября, исходя из соображения необходимости выгрузить продовольственные грузы и перевезти их, при наличии большого количества пассажиров, до Средне-Колымска. При этом сроке считали, что транспортные суда на обратном пути вынуждены будут зазимовать.
Так как сроки, позволяющие надеяться на благополучный исход Экспедиции истекали, ледовая обстановка оставалась без изменения, то необходимо было принять какие-то решительные меры, пойти на определенный риск, иначе ответственному заданию грози неминуемый срыв.

6 и 7-го августа тов.ЕВГЕНОВ обменялся со мной разговором по радио, который является до известной степени поворотным моментом и характеризует решение тов.ЕВГЕНОВА попытаться форсировать стоящие перед нами преграды, даже с сознанием определенного риска для буксируемых судов лесовозов, отчасти и пассажиров. Привожу эти разговоры полностью:

ЕВГЕНОВ: «Добрый вечер, Александр Павлович. Характеру грузовой операции движение всех наших судов тесно связано друг с другом. Доставка грузов Дальстроя нерациональна без барж, доставка людей КИУРТ’а без продовольствия, находящегося в основном на "Микояне" также без речных плавсредств недопустима. Анадыре настоящее время имеется продовольствия на 3-4 недели. Люди КИУРТ'а разделены своим Руководством, находящимся на "Севере", одежным снабжением, - поэтому возможны два варианта: 1-й – скорейшего достижения "Анадырем", "Сучаном" "Л.Шмидта", "Колымы" с целью снабжения углем, но не удаляясь далеко от Вашей группы, чтобы не быть разобщенными. 2-й – Вам всеми судами ближайшее время рискнуть идти на соединение с "Анадырем", "Сучаном" районе Сердце Камень. Возможно, что следование за "Литке" кильватере "Север" "Микоян" лесовозами даст наилучший результат. Время не позволяет ждать лучшего. Проводка уже районе Сердце Камень "Литке" "Севера" лесовозами даст опыт сделать выводы дальнейшего, где могут встретиться не меньшие трудности, хотя не отрицаю проводки к Сердце Камню. Лично полагаю, более приемлем второй вариант, смущает только положение "Шмидта" "Колымы"… Сроки указанные вашей 6082 понятны. Сожалению не имею пока связи центром, вызывайте "Лозовского". Вашему усмотрению санкционированному мною вызвать необходимо. Прошу нашу беседу пока не предавать широкой огласке. Дружеский привет. Все.» БОЧЕК – «Теперь у меня нет сомнения год тяжелый, уверенности в проводке барж лесовозов мало. Ваше предложение идти на соединение при какой бы то ни было обстановке необхолдимо продумать. Полагаю необходимым прежде всего договориться с Дальстроем КИУРТ'ом отказе проводки хотя бы больших барж и попытаться пробиться только с малыми буксирами. Вызывает беспокойство поход в тяжелой обстановке большим количеством пассажиров. Вероятно ближайшем будущем потребуется срочная помощь "Шмидту" "Колыме" возможно ледоколом "Литке". Отвечайте необходимо ли ждать "Лозовского" принять с него уголь или же оставив большие баржи идти соединение с Вами наличии существующей обстановки. Приветом.»
ЕВГЕНОВ – «Надо рискнуть опыты проводки первой мили покажут что делать, если льды непроходимы, можно переменить план, обсудить. Когда может быть "Лозовский". Я думаю если скоро – подождать. Надо продумать это, также вопрос большими баржами. Помощь "Литке" "Шмидту" "Колыме" приходила голову на крайний случай, пойдем на это позднее, зависимости ответа Миловзорова. Полагаю, полезно будет еще раз переговорить, установим срок, сообщите когда можете. Все.»
БОЧЕК –«Ваше предложение разрешите продумать обсудить. "Лозовский" сообщает, закончив бункеровку «Совета» 8-го может быть здесь около 10-го. Переговорим вторично завтра 6-ть утра. Всего доброго.»
На этом разговор 6 августа закончился. Утром 7-го августа состоялся следующий разговор:
БОЧЕК – «Здравствуйте, Николай Иванович. Обсудив создавшееся положение, оставшиеся краткие сроки, возможности достижения Колымы, особенности баржами, катерами, малоприспособленными лесовозами, все же Ваше предложение идти соединение считаю необходимым осуществить первой возможности, даже не ожидая прибытия "Лозовского", операция займет не менее 5 дней, в тоже время желательно договориться Вам Дублицким выгрузке остающихся "Лозовском" 200 тонн угля в Лаврентия, крайнем случае Провидения, т.к. "Лозовский" не имеет кунгасов мешков. Исходя из соображений, что оставленная поврежденная баржа все равно будет потеряна для Колымы и вряд "Литке" спасена в Лаврентии или Уэлене, по-видимому необходимо решить вести ее дальше до последней возможности, допуская заранее вероятную гибель ее.
Независимо сможете ли Вы ждать соединения или будете вынуждены спешить "Анадырем" "Сучаном" "Шмидту" "Колыме", я второй группой, если вы согласны, как только стихнет дующий здесь сильный норд-норд-вест, иду по назначению придерживаясь до района Икигур –Сердце Камень кромки льдов, затем первой возможности пробиваюсь прибрежную полосу. Укажите, где по Вашему мнению, расположен более доступный проход льдах берегу. Отдаю себе отчет, что принимаем рискованное решение, но ждать дольше нельзя. Правильнее было бы ждать отхода льдов хотя бы приглубом районе Сердце Камень, но южных ветров все нет. Ваше окончательное решение вопросу выхода второй группы жду у аппарата.»
ЕВГЕНОВ – «Полагаю лучше входить под берег районе Икигура, хотя может обстановка сейчас несколько изменилась. Смущает баржа "Литке" как видимо непосильная обуза связывающая нас. Перед входом во льды "Литке" необходимо сделать ближайшую разведку, оставив суда в ожидании у кромки, чтобы наметить путь. Жду донесения Красинского, который вчера летал под берегом Уэлен- Сердце Камень. Получил ночью от Миловзорова, который сегодня передам Вам. Он может ждать еще две недели. Указывает, что возможно нужно искать проход как в прошлом году от кромки прямо на запад Онману Ванкарему. "Лозовского" можно не ждать. Крайне жалею, что не могу перебраться Вам ответственный момент. Необходимо мне хотя бы через "Литке" наладить связь материком. Готовности выходите сообщите мне. Возможно вызову Вас течении дня.»
БОЧЕК - «Стою трехчасовой готовности. Дует сильный норд-норд-вест. Полагаю воздержаться выхода в такую погоду, какую имеете Вы.»
ЕВГЕНОВ – «Дополнение сказанному еще о барже "Литке". Беря ее с собой, видимо, наверное потеряем. Не лучше "Литке" выждать сутки взять с нее лес поставить осушку хотя бы Лаврентия глубине с тем, чтобы обратном пути вытащить на берег нами или другим пароходом. Выходом подождите если сильный норд у нас слабый вест-норд-вест - туманно.»
БОЧЕК – «Выгрузка баржи отвод Лаврентия займет не менее 2-х суток. Подход Уэлену вероятно закрыт.»

На этом разговор окончился. Отдал распоряжение судам второй группы готовиться к съемке с якоря и походу по назначению. Весь день продолжался сильный ветер, не допускавший выхода при наличии буксируемых судов в открытое море. Стоянка судов под защитой массива Дежнев при данном ветре была спокойная и безопасная. Около 20-ти часов сего же числа получил телеграмму-молнию от т.Евгенова следующего содержания: «Обсудив вопрос баржей "Литке" считаю необходимым оставить баржу Лаврентия форсируя выгрузку учитывая потерю двух лишних суток. Решение будем считать окончательным составьте акт. Прошу срочно приступить. "Анадырем" "Сучаном" будем ждать вашего выхода районе Сердце Камень.»

Имея категорическое распоряжение оставить баржу в Лаврентия немедленно приступил к осуществлению. Для приема деталей деревянных баржей с оставляемой баржи и для разгрузки ее решил идти в залив Лаврентия совместно с п/х "Север", где находились рабочие КИУРТ'а, при этом "Север" буксировал вторую большую баржу, на палубу которой рассчитывал погрузить детали, т.к. палубы всех судов второй группы были загружены лесом, плавсредствами, горючим и пр. Для установки баржи на отмелости в Лаврентия взял собой также буксирный катер № 2.

Необходимо также сказать, что в дальнейшем при походе судов с баржами в тяжелых льдах, в особенности в районе Икигур – Сердце Камень я убедился, что баржи больших размеров легкой конструкции неминуемо были бы загублены.

Таким образом, решение тов.ЕВГЕНОВА оставить поврежденную баржу, вопреки моему совету, было безусловно правильно.

Приближенно в это же время капитаны пароходов "Л.Шмидт" и "Колыма" т.т. Миловзоров и Сергиевский сообщили, что стоят на прежнем месте, поддерживая котлы в 6-ти часовой готовности на разных лесоматериалах, оставляя угольный запас неприкосновенным на три ходовых дня, поддержку пара могут выдержать в течении полумесяца, при расходовании трюмного настила. Сообщали также, что ими послана береговая партия для разведки состояния льдов до м.Северного и, если возможно, до Ванкарема, результаты которой обещали сообщить через 6 суток. Летавший 6 августа на самолете «Савойя» над участком Полярного моря Дежнев – остров Идлидля, т.Красинский сообщил, что от Дежнева до м.Инцова (радиогр.6/84) лед мелко-битый, сильно разреженный, стоит у берега трех мильной полосой, от Уникана полоса постепенно расширяется, также мелко-крупно битый кусками частых торосистых полей, в направлении берега более сгущен – ширина 18 миль; при приближении к Икигуру, ближе к берегу, дел крупно-мелко битый, перемешан с полями, сплочен непроходим, на траверзе мыса – разряжен, со значительными полями – ширина 25 миль.

Икигур – Сердце Камень лед разряженный со значительными полыньями с обломками паковых полей, в направлении берега более сгущен – ширина 25 миль.

Район Сердце Камень – Идлидля – лед мелко-крупно битый разряженный с кусками полей. За низменным мысом до Идлидля под берегом лед мелко-битый рассеянный, кромка в сторону моря скрыта в тумане. По сравнению с обстановкой 31 июля, по мнению т.Красинского, лед более разрежен, за исключением участка при подходе к м.Икигур.

Данные сведения т.Красинского к сожалению не вполне давали ясное представление о состоянии льдов, т.к. понятие «разряженный», в особенности при разведке с самолета на большой высоте, часто при проверке оказывается трудно проходимым, правильнее было бы указывать состояние льда в 10-ти бальной системе, как обычно принято. Во всяком случае, "Анадырь" и "Сучан", находившиеся в районе разведки, имели другое представление о ледовой обстановке и сам поход судов Экспедиции в полном составе 16 августа имел обстановку, ничего общего не имеющую с данными летной разведки. Конечно, за 10-ти дневный период времени состояние льдов изменилось, но, надо полагать, в лучшую сторону.

Состояние погоды, густой туман позволило "Литке" и "Северу" с баржами и катером направиться к Лаврентия только в 8 час. Утра 8-го августа. В пути следования у мыса Литке вынужден был пересечь полуторамильную перемычку битого льда, при этом баржа ледореза "Литке" получила дополнительные вмятины носовой части, крейсерская корма п/х "Север" немного лучше предохраняла буксируемую им баржу, но все же и она получила вмятину в корпусе. Проводка барж таких размеров и конструкции даже не в тяжелой ледовой обстановке показала невозможность сохранить эти суда без повреждений. Вечеров сего числа прибыли в Лаврентия и, встав на якорь, близ бухточки Стрелок, приступили к разгрузке поврежденной баржи погода была неблагоприятная, шел дождь при сильном ветре от норд-веста. Детали деревянных баржей грузились на палубу неповрежденной баржи и частично на палубу п/х "Север" и даже на палубу ледореза "Литке". В это же время было получено предложение тов.ЕВГЕНОВА обсудить совместно с Зам.Нач. КИУРТ'а т.ГРИШИНЫМ возможность отправки на п/х "Лозовский", подходившем в это время к Лаврентия, обратно во Владивосток женщин и детей работников КИУРТ'а , находившихся на п/х "Север" , что в дальнейшем и было сделано; на "Лозовский" было пересажено во время приемки угля с него 18 семейств в количестве 58 чел.

10-го августа производилась разгрузка баржи и дополнительная приемка п/х "Север" угля с "Лозовского" при очень свежем ветре от норда. Сего же числа лесовозы, стоящие под защитой массива Дежнев, вынуждены были, под нажимом льда, нагнанного сильными северными ветрами, отойти от Дежнева и искать укрытия у острова Диомид.
11 августа производилась установка у отмелого берега бухточки Стрелок поврежденной баржи и дополнительная бункеровка п/х "Север" и ледореза "Литке".

Согласившиеся на обратный отъезд семьи работников КИУРТ'а, вследствие отсутствия оборудованных пассажирских помещений на "Лозовском", отказались только после длительных переговоров остались на "Лозовском" 32 чел.

В этот же день у входа в залив Лаврентия показался лед. Спешно прекратив все операции, последовали со всеми судами от места где производилась операция, в 9 милях, но подойдя к выходу убедились, что тяжелый сплоченный лед до 9 баллов преградил выход в открытое море и проводка через него баржи "Севера" была совершенно невозможна. Около полуночи стали на якорь близ п/х «Совет» у острова Литке, в ожидании изменения ледовой обстановки. Пытавшийся в это время пройти в Лаврентия для обслуживания культбазы зафрахтованный китайский п/х «Юанта» вынужден был отказаться от захода.

Сообщив подробно тов.ЕВГЕНОВУ о создавшейся обстановке, продолжал стоять в Лаврентия под защитой острова Литке в ожидании изменения ледовой обстановки, каковую, рассчитывал, может улучшить отливное течение или западный ветер.

В течении 12-го августа существенных изменений в обстановке не наблюдалось. Тов.ЕВГЕНОВ предложил мне произвести решительную попытку прорыва через льды всеми судами с баржей, но видя явную невозможность, я сообщил ему, что такая попытка приведет к неминуемой гибели 500-тонной баржи.

13-го августа убедившись, что в ближайшие дни вывести баржу из Лаврентия невозможно, сообщил тов.ЕВГЕНОВУ, что по моему мнению, единственный выход – это оставить баржу в Лаврентия и затем вывести пп/хх "Север", "Лозовский" и катер № 2 с помощью ледореза "Литке". Тов.ЕВГЕНОВ это решение утвердил, после чего немедленно приступили к установке баржи на отмелости под защитой косы у берега. Работу закончили вскоре после полудня.

В 14 час., взяв на короткий буксир п/х "Лозовский", а пароходом "Север" – катер № 2, проследовали во льды у входа в залив Лаврентия, где и прошли к 19 часам без повреждений, следуя на соединение с судами первой группы у мыса Икигур. В 18-30 вышли на чистую воду, отдали буксир "Лозовского", который направился в Петропавловск. Остальным судам второй группы мною было дано распоряжение также идти на соединение с первой группой.

Шхуна "Темп" была вызвана ЕВГЕНОВЫМ 12 августа для обследования расположения льдов северо-западнее местонахождения первой группы.

Приближенно в это время МИЛОВЗОРОВ сообщил: «Рядом с "Колымой" продолжаем ожидать возможности продвижения. Широта 68-25, долгота 178-54 восточная. Северу также востоку неподвижные сплоченные льды вплотную берегу. Получили неутешительные сведения с мыса Северного. Весь горизонт к северу, а также востоку забит сплоченными льдами. В сторону запада вдоль берега видны разводья. Вдоль берега есть полоса воды, но имеются еще две перемычки – одна начинается от нас и тянется на 20 миль, вторая недалеко от Северного узкая. Полагаю, даже не сильный восточный ветер или юго-восточный нас пропустит к Северному. Трехдневный ходовой запас угля держим неприкосновенным, поддерживаем котел разными лесоматериалами. Ночью мороз 3,5°, новый лед выдерживает тяжесть чайки. МИЛОВЗОРОВ».

Проходя на л/р "Литке" вечером 13 августа массив Дежнев, обнаружили впереди, немного мористее, лесовозы второй группы, идущие на соединение. В полночь вошли в туман и, затем, вскоре обнаружили лед не ….(лакуна на полторы строки)

14 августа на рассвете прибыли в условленное место соединения на широте 66-34, долготе 170-04 и стали на якорь у кромки льда. Вскоре подошли в густом тумане и стали вблизи пп/хх "Север" и "Микоян".

Первая группа судов в составе "Сучана" и "Анадыря" с тов.ЕВГЕНОВЫМ, вышла из льдов и соединилась с "Литке" и "Севером" сего же числа около 18 часов. К этому времени остальные лесовозы еще не могли подойти из-за тумана. Тов.ЕВГЕНОВ вскоре собрал на п/х "Сучан" совещание совместно с капитанами и представителями грузовладельцев для обсуждения создавшегося положения в связи с тяжелой ледовой обстановкой, поздними сроками и оставления 2-х 500-тонных барж с деталями деревянных барж в заливе Лаврентия. Т.к. на этом совещании не могли еще участвовать все капитаны судов, что Руководство Экспедиции считало необходимым, то это первое совещание носило характер предварительного обмена мнениями. Высказанные на этом совещании мнения как капитанов судов, так и представителей Дальстроя и КИУРТ'а носили характер пессимистический в отношении возможностей дальнейшего продвижения, проводки плавсредств, а в связи с этим – и в отношении выполнения задания в целом.

15 августа с рассветом Начальник Экспедиции с частью научных сотрудников перешел обратно на борт ледореза. Приближенно в это же время п/х "Анадырь" ошвартовался к п/х "Север" для пополнения своих бункеров с палубы "Севера".Со дня выхода из Провидения, за время своих неудачных попыток проникнуть на запад, в течении трех недель, п/х "Анадырь" израсходовал 360 тонн угля, и таким образом к возобновлению продвижения на запад, можно считать, вначале полярного рейса в угольных ямах "Анадыря" оказалось угля всего 200 с небольшим тонн. Капитан п/х "Анадырь" за все время пребывания в самостоятельном плавании, имея ясную картину невозможности проникнуть на запад, держал оба котла под парами, почти беспрерывно меняя свое место; к тому же суточный расход угля на п/х "Анадырь" достигал на полном пару 40 тонн вместо нормальных для судов этого типа 27 тонн.

Характерно сравнить расход топлива на п/х "Сучан" за время пребывания приближенно в том же районе, где и "Анадырь", также в течении трех недель, который выразился всего в 260 тонн.

Такое благоприятное положение в отношении расхода топлива на "Сучане" необходимо отнести к предусмотрительности и продуманности в работе капитана ХРЕНОВА, который, войдя в тяжелую обстановку, выявил состояние льдов, их границы, и держался во льдах недалеко от кромки для избежания опасных сжатий, имея под парами только один котел. К тому же суточный расход топлива на п/х "Сучан" не превышал нормального.

15-го августа около полудня туман стал немного реже; вскоре услышали гудок лесовозов в ответ на сирену "Литке" и затем, вскоре показались суда. К 16-ти часам все суда экспедиции собрались в одну группу, за исключением шхуны "Темп", которой было дано распоряжение следовать также на соединение; ледовой разведке "Темпа" мешал туман. Не имея возможности в тумане следовать во льдах, Руководство Экспедиции в 17 часов собрало совещание на ледорезе "Литке" с участием всех капитанов судов для выявления мнений о создавшемся положении и ближайших мероприятиях.

Заслушав мнения капитанов судов, Руководство Экспедиции заявило, что всю ответственность за решения в эту трудную минуту оно принимает на себя, затем Руководством был предложен план дальнейшего продвижения, с указанием сроков достижения отдельных пунктов в пути, с расчетом прибытия к устью Колымы не позже 5 сентября, чтобы иметь возможность доставить имеющихся на судах пассажиров до Средне-Колымска. Большинство капитанов высказалось за полнейшую невозможность проводки барж при существующей ледовой обстановке, из опасения потери буксируемых судов с деталями деревянных барж и из соображений, что буксировка значительно задержит продвижению при поздних сроках. Также возражалось капитанами против предложенного срока прибытия в Колыму 5 сентября, большинство высказалось за необходимость прибыть не позже 1 сентября. В противном случае суда возвращать из опасения зимовки на переднем пути с большим количеством пассажиров на борту и загруженными трюмами, что, безусловно, создало бы очень тяжелое положение Экспедиции.

Предложенный Руководством план похода вкратце сводился к следующему: Все суда идут с баржами и катерами, пытаясь форсировать льды всем составом судов, с расчетом прибытия в Колыму не позднее 5 сентября. Баржи буксируются северняками из учета возможности держать их вплотную к их корме (крейсерской). Весь путь разбить на три участка для учета выполнения срока прибытия: мыс Онман – мыс Ванкарем – 21-22 августа, мыс Северный – мыс Биллингса – 27 августа и устье Колымы – 5 сентября


Если это будет очевидно невыполнимо, то принимается второй вариант:
«Северняки» с пассажирами и грузами Дальстроя, КИУРТ'а и лесовоз "Урицкий" с грузом Дальстроя возвращаются обратно, после получения от Вас разрешения. Лесовозы "Микоян" и "Гр.Зиновьев" с продовольственными грузами для населения Колымского края с помощью ледореза "Литке" продолжают продвижение даже с риском зимовки на переднем пути.

Если и это окажется невыполнимым по ледовым условиям, тогда остается третий и последний вариант: "Литке" производит попытку вывести зимовавшие пароходы "Л.Шмидт" и "Колыма", суда же Экспедиции возвращаются обратно, при наличии разрешения.

Сего же числа Руководством было проведено также совещание с представителями Дальстроя, КИУРТ'а, Комсеверпути и др.грузовладельцами. На этом совещании тов.ЕВГЕНОВ ознакомил присутствовавших с создавшимся положением и затем сообщил решение Руководства Экспедиции продолжать продвижение, несмотря на тяжелую ледовую обстановку, со значительным риском для буксируемых судов и даже лесовозов.

Начальником речной части Экспедиции т.Молодых было высказано опасение, что в связи с оставлением 2-х 500-тонных барж с деталями деревянных в заливе Лаврентия, доставленные грузы в устье р.Колымы смогут быть переброшены к месту назначения только в 1934 г. и даже позже, а также в виду того, что по его мнению, постройка барж на Колыме из местного материала невозможна, то необходимо, имеющихся на судах баржестроителей за ненадобностью отправить во Владивосток. Это предложение инж.МОЛОДЫХ совещанием приято не было, решено было возвратить при встрече с пп/хх "Л.Шмидт" и "Колыма" только часть баржевиков.

Протоколы совещаний, представлявшие интерес, как характеристика существовавших тогда мнений и решения и решения ответственных работников состава Экспедиции и представителей заинтересованных организаций, при сем прилагаются.

Результатом, вернее, итогом проведенных совещаний была посланная тов.ЕВГЕНОВЫМ телеграмма № 16089 на Ваше имя, где сообщалось решение Руководства форсировать льды всем составом Экспедиции, с определенным риском для буксируемых судов и указывалось на почти неизбежность зимовки всех судов при намеченных сроках достижения Колымы.
Согласно предложенного капитанам оперативного плана, происходила перегруппировка буксируемых судов; баржи и катера принимали от лесовозов «северняки» и укрепляли на коротких буксирах вплотную к корме. Сего числа сняться для похода не было возможности при наличии густого тумана.

16 августа около 10-ти часов с улучшением видимости по сигналу с ледореза "Литке" суда снялись с якорей и последовали в следующем порядке: "Литке", "Сучан", "Анадырь" с баржей и катером на буксире, "Север" с баржей и катером на буксире, лесовоз "Микоян", "Урицкий", "Гр.Зиновьев" и только что подошедшая с ледовой разведки шхуна "Темп".

Войдя в лед, суда в начале имели мелко-битый лед, значительно разреженный и позволявший продвигаться в принятом направлении к мысу Сердце Камень, без значительных затруднений – уменьшенным ходом. Около полудня вынуждены были остановиться в налегшем густом тумане. В 15 часов, с улучшением видимости последовали далее; лед постепенно сгущался, начали встречаться обломки крупных полей, продвижение замедлилось, лесовозы начали отставать от колонны из опасений ударов, а иногда просто будучи зажатыми во льду. "Литке" и ближайшие к нему суда вынуждены были часто останавливаться в ожидании подхода отстающих. "Анадырь" и "Север" доносили, что буксируемые ими суда идут удовлетворительно, хотя временами на поворотах баржи получали удары со скулы.

Учитывая наличие встречного течения, Руководство пыталось продолжать продвижение и с наступлением темноты, но, убедившись в полнейшей невозможности выбирать путь среди торосистых полей и заметив значительное отставание судов, Руководство вынуждено было вскоре после полуночи продвижение приостановить до рассвета. За первый день похода удалось пройти не более 12-14 миль. Состояние погоды: слабые ветры разных направлений, пасмурно, временами непродолжительный туман.

С рассветом 17 августа последовали дальше, придерживаясь направления на мыс Сердце Камень, с расчетом войти в прибрежную полосу на малых глубинах за упомянутым мысом. Лед мелко-крупно битый с обломками торосистых многолетних полей значительно сгущен примерно до 6-7 баллов. Около полудня, с ухудшением ледовой обстановки, начали поступать тревожные сведения с судов имеющих буксиры: "Север" сообщал, что баржа получает сильные удары в носовую часть и что часто маневр судна в строю не удается и происходит задержка следующих за ним лесовозов. Около 16 часов лесовоз "Гр.Зиновьев" застрял во льдах. Вынуждены были повернуть "Литке" на помощь ему, поручив ведение колонны капитану ХРЕНОВУ (п/х "Сучан" ). Около 20 часов удалось благополучно присоединить "Гр.Зиновьева" к общей группе, попутно оказав помощь оторванному от баржи п/х "Север" катеру № 1, который сам ен мог продвигаться в сильно сплоченном льду, несмотря на свою малую величину и довольно сильную для его размеров машину. Для облегчения "Севера" катер передали для буксировки "Сучану". В 23 часа, с наступлением темноты вынуждены были продвижение приостановить.

За второй день перехода в очень тяжелой обстановке было пройдено не более 12 миль; ветер умеренный от вест-норд-веста, ясно, состояние льдов нами оценивалось в 7-8 баллов очень тяжелого вида – преимущественно многолетний торосистый, из обломков полей, с мелко битым в промежутках. Сего же числа Руководством была получена от капитана МИЛОВЗОРОВА радиограмма следующего содержания: «Вчера после двухсуточного восточного ветра около трех баллов продвинулись до массы Северного, где успели обогнуть западный массив зпт восточный оказался закрытым тчк сейчас думаю направиться возвышенность мыса Северного осмотра льда результат сообщу». И затем: «на восток высоты массива мыса Северного видна прибрежная прогалина рассеянным льдом в котором вполне возможно продвижение тчк Заявлению чукчей прогалина тянется до Амгуэмы тчк Горизонт на север от границы прогалины забит тяжелым плотно сжатым льдом вплотную до массива мыса тчк. На запад также тянется прибрежная прогалина с границей сплоченных льдов северу тчк Восемь часов снялся попытку обогнуть восточную оконечность массива помощью большой подрывной работы аммоналом тчк прошу чаще информировать вашем продвижении МИЛОВЗОРОВ»

Продвижение на восток зимовавших пп/хх "Л.Шмидт" и "Колыма" после трехнедельной вынужденной задержки, являлось для нас обнадеживающим фактором. Отпало и беспокойство за их судьбу, - теперь руководство было почти уверено в возможность встречи с этими судами для снабжения углем, что безусловно обеспечит для них выход из Полярного моря.


18-го августа с рассветом по сигналу с ледореза суда снялись и перестроившись по новому (за каждым «северняком» следовал лесовоз) пошли за "Литке". Для выявления ледовой обстановки под берегом у мыса Сердце Камень был заранее послан "Темп", который с большими трудностями продвигался в указанном направлении.

Около 9-ти часов над судами пролетел самолет «Савой», производивший ледовую разведку, имея своей базой с. Уэлен.

Суда продвигались с большими усилиями; временами даже ледорез вынужден был брать некоторые перемычки с неоднократного разбега, а т.к. за ледоколом путь почти не сохранялся при наличии плотно сжатых льдов, то часто судам приходилось самостоятельно прокладывать себе путь в очень тяжелых условиях. Неоднократно поступали Руководству донесения о тяжелом положении барж, катеров, о полученных повреждениях в корпусах транспортных судов, но это наше решение преодолеть встретившиеся трудности не поколебало.

На данном участке перехода Руководство Экспедиции, вне сомнения подвергло большому риску не только буксируемые суда, но и само задание. Для нас было ясно, что наступил решающий момент и, если бы здесь остановились и повернули обратно, судьба Экспедиции была бы решена и задание сорвано.

Около полудня "Темп". Пробившись к мысу Сердце-Камень, сообщил, что ледовая обстановка в районе мыса улучшается, лед более разреженный, крупных полей меньше.

Приближенно в 15 часов суда достигли траверза мыса Сердце Камень, находясь от него в расстоянии 4-5 миль; в дальнейшем было взято направление на видневшуюся восточнее мыса прибрежную прогалину открытой воды. К вечеру удалось пробиться в прибрежную прогалину открытой воды и с наступлением темноты суда стали на якоря приближенно в 9-ти милях к западу от м. Сердце-Камень. Один из крупнейших этапов пути был пройден, буксируемые суда были благополучно проведены в невероятно трудных условиях.

Сего же числа Зам.Нач. Экспедиции по речной части инж.МОЛОДЫХ и Зам.Нач. КИУРТ'а т.ГРИШИН подали тов.ЕВГЕНОВУ следующее заявление: «Результате проработки выявлено обеих возможных вариантах затруднение переброской пассажиров зимовочного для них обеспечения Нижне-Колымске, Средне-Колымске, исходя срока прибытия Колыму 5 сентября. Отношении грузов Дальстроя Среднекан доставляется в 1933 году одна тысяча тонн 34 году около 5000 тонн условии заброски 15 августа 34 года Колыму 6 судовых единиц. Настаиваем первой встрече пароходов Шмидт Колыма пересадить доставкой Владивосток оказавшуюся излишней вследствие оставления барж также отпадения рейса Среднекан рабочую силу КИУРТ'а семьями числом 300 чел; второе, в случае невстречи в ближайшее время пароходам Шмидт Колыма отправить пассажиров пароходом типа северняков; третье, в случае оставления железных барж, отправить обратно 400-450 человек Противном случае неизбежны самые серьезные осложнения. Четвертое, осведомить Дальстрой Наркомвод создавшемся положении с речыми перевозками. Пятое, предупредить едущие Колыму разнообразные экспедиции невозможности их доставки текущем году выше Нижнее-Колымска.Подробности специальном вам докладе.Молодых Гришин».

И затем, следующее от инж.МОЛОДЫХ, как результат его уверенности, что серьезной работы на Колыме в этом году для него не предвидится: «Настоящее время является совершенно несомненным отпадение рейса Среднекан в виду того, что суда с Лены самом лучшем случае который маловероятен прибудут Колыму только времени зимовки. Предписанием Наркомвода моей обязанностью являлось проведение рейса доставка грузов Среднекан.Оставлении Лаврентия около 70% речного тоннажа также вероятность непривода этом году судов Лены предрешают необходимость немедленных энергичных мероприятий создания на Колыме судоходства путем постройки судов Лене для прибуксировки Колыму будущем году. Основании изложенного настоящее время считаю мое пребывание Экспедиции бесполезным прошу откомандирования отправкой п/х "Шмидт" совместно сотрудником Грищенко. Жду Вашего заключения. Молодых.

Требование Молодых и Гришина о возвращении, в случае невстречи со "Шмидтом" и "Колымой" одного из северняков, на которых находились ценные технические грузы Дальстроя, было, конечно, совершенно неприемлемо для Руководства Экспедиции и, конечно, Дальстроя. В отношении откомандирования инж.МОЛОДЫХ возражения не было, в виду того, что при создавшихся трудностях МОЛОДЫХ совершенно не верил в возможность достижения Колымы и вообще благополучное завершение Экспедиции.

19 августа с рассветом, в 2 часа, последовали прибрежной прогалиной далее, имея глубины около 5-6 сажен. Около полудня, при наличии зюйд-вестового ветра, без особых затруднений прошли в расстоянии 4-х миль остров Идлидля; впереди "Литке" шел "Темп" с промером, с обусловленным синалом для предупреждения посадки судов на мелководье. К 17 часам суда достигли м.Дженретлен, где встретили значительное скопление битого сплоченного льда. Для выявления ледовой обстановки выслали на разведку "Темп", который вскоре донес, что проход на запад возможен только береговой полосой близко к мысу по 5-ти саженным глубинам. Начавшийся норд-вестовый ветер пригнал с моря густой туман, вследствие чего сняться для дальнейшего продвижения возможности не было.

20 августа утром, с улучшением видимости, последовали дальше и около 6 час. с трудом обогнули Джентретлен. Войдя, таким образом в Колючинскую губу, продолжали продвижение среди тяжелого битого льда и торосистых обломков полей. Около полудня подошли к ледовой перемычке, которую разрушить ледоколом было невозможно. Перемычку взорвали аммоналом, после чего вошли в битый рассеянный лед, где суда имели возможность следовать средним ходом и даже временами полным. Приближенно от меридиана 174-10, имея благоприятную обстановку, легли прямо к острову Колючин. К вечеру, войдя в пролив между островом Колючин и материком, встретили опять тяжелый лед и, затем, не доходя 12 миль до м.Онман – ледовую перемычку сплоченного непроходимого льда шириной в несколько миль, перед которой вынуждены были остановиться с наступлением темноты.

21 августа с утра сделали попытку пробиться к м.Онман, но безуспешно. Руководство Экспедиции совместно с подрывной частью, перейдя на шхуну "Темп" пыталось найти наиболее уязвимое место перемычки и с помощью подрывных работ пробиться в прогалину, видневшуюся в направлении м.Онман, но эти попытки также успеха не имели. Одновременно с этим был выслан поплавковый самолет Р-5, который после возвращения сообщил, что сплоченный непроходимый лед занял все пространство от материка до острова Колючин, при наличии прогалины близ Онмана, которая тянется дальше к Ванкарему. Самолет видел п/х "Колыма", стоящий по южную сторону м. Ванкарем. Задувший после полудня умеренный ветер дал некоторую надежду на изменение ледовой обстановки; решив произвести попытку форсировать льды ледорезом "Литке", зажгли на нем дополнительные котлы, которые возможно было ввести в действие утром 22 августа. Сего числа получили сведения от п/х «Совет», выполнявшего Врангелевский рейс, что 21 августа, достигнув широты 70-52 нордовой и долготы 176-44 вестовой встретил в направлении о-ва Врангеля тяжелые сплоченные льды. «Совет» вместе со льдом дрейфует на зюйд-зюйд-вест.

Утром 22 августа, обнаружив заметное улучшение ледовой обстановки, последовал ледовой перемычкой, форсируя ее ледорезом. Приближенно в полдень, в то время, когда суда находились в 8-9 милях от мыса Онман, ветер перешел на норд-ост и начал ухудшать ледовое положение. Последнюю перемычку шириной в 1 1/2 мили суда проходили свыше 6 часов. Лесовозы неоднократно застревали во льду и выводились с помощью "Литке" на буксире и взрывами аммоналом в более разреженный лед.

К 20-ти часам суда Экспедиции вошли в береговую прогалину под м. Онман. Буксируемые суда во время прохождения перемычки получили значительные вмятины в корпусах, рули у катеров и барж были свернуты в сторону, значительно увеличилась течь в трюме № 1 п/х "Анадырь". Состояние льда пройденной ледовой перемычки оценивалось нами не менее как в 9 баллов.

Имея сообщение от капитана МИЛОВЗОРОВА, что п/х "ШМИДТ" стоит к норд-весту от м.Онман в береговой прогалине и имеет запас топлива только на 4 часа, после чего будет вынужден погасить котел, послали к нему шхуну "ТЕМП" с углем узкой полосой открытой воды, непроходимой для остальных судов Экспедиции.

В полночь прошли м.Онман и продолжали следовать в темноте с помощью прожектора неширокой прогалиной, тянувшейся параллельно берегу, имея справа и слева сплоченный непроходимый лед.

23 августа в 2 часа в темноте, обнаружив с помощью прожектора узкую перемычку в направлении п/х "Л.Шмидт" стоявшего у близ берега на якоре, в течении получаса удалось эту перемычку разрушить и затем всем судам выйти на открытую воду и стать на якорь вблизи п/х "Л.Шмидт".

При совместной стоянке с "Л.Шмидт" были произведены следующие операции: погружено с палубы п/х "Анадырь" в бункера его 100 тонн угля, с п/х "Север" пересажены рабочие и служащие КИУРТ'а с семьями в количестве 70 чел., из коих 26 имели первичные признаки заболевания цынгой. С п/х "Сучан" было выдано продовольствие и антицынготные средства для экипажа п/х "ШМИДТ" и, затем, пересажена следующие лица из состава Руководства Экспедиции и научной группы, изъявивших желание возвратиться, опасаясь вынужденной зимовки судов: инж.Молодых, заврадиослужбой Вольфберг, фотограф Цековский, электросварщик Хаимсон, зав.научной частью т.Геворкьянц, гидролог Иванов, техник речной части Гриценко. Во время этой операции были отправлены самостоятельно открытой береговой прогалиной к мысу Ванкарем лесовозы "Микоян", "Урицкий", "Гр.Зиновьев", для снабжения углем стоявшего там п/х «Колыма» и выгрузки с "Гр.Зиновьева" снабженческих грузов на факторию в количестве 150 тонн.

В 8 час. утра, при подходе к Ванкарему п/х "Урицкий" сел на мель против входа в лагуну у м. Ванкарем. Попытки сняться своими машинами и помощью "Зиновьева" и "Микояна" оказались тщетными, но затем в 17 часов, по-видимому, с приливом, "Урицкому" удалось сняться с мели с помощью собственной машины.

После полудня были отправлены к м.Ванкарем также пароходы "Сучан" и "Север", с указанием по прибытии туда п/х "Сучан" снабдить "Колыму" 100 тн. Угля и свежим продовольствием, а п/х "Север" передать рабочих и служащих КИУРТ'а с семьями для возвращения во Владивосток.

24-го с рассветом в 2 часа "Литке" совместно с "Анадырем" и "Темпом" последовали к Ванкарему, куда и прибыли в 6 часов. П/х "Сучан" и "Север" стояли ошвартовавшись к "Колыме", производя перегрузку угля и передачу пассажиров. Лесовоз "Зиновьев" совместно с "Микояном" стояли с нордовой стороны м. Ванкарем и производили выгрузку снабженческих грузов на факторию. После полдня пп/хх "Сучан" и "Север" отошли от "Колымы" и на место "Сучан" стал п/х "Урицкий" для передачи топлива. Одновременно с этим "Анадырь" помощью катеров производил пересадку пассажиров КИУРТ'а на п/х "Колыму". Приближенно в это время я прибыл из Уэлена и опустился в лагуне Ванкарем самолет "Савой" с т.Красинским. Посланный к берегу "Темп" с заданием доставить экипаж на суда, сел на мель и был снят с помощью катера № 2 в 20 часов. К вечеру все операции с п/х "Колыма" были закончены, суда приготовились к дальнейшему следованию. В виду того, что лесовозы значительно задерживали продвижение северняков в тяжелой ледовой обстановке, Руководство Экспедиции решило разбить состав на 2 группы: в первой "Сучан", "Анадырь", и "Север" с баржами и катерами и во второй группе – "Литке", лесовозы "Микоян", "Урицкий", "Гр.Зиновьев" и "Темп". Руководство первой группой тов.ЕВГЕНОВ поручил мне, ввиду чего я в тот же день перешел на п/х "Сучан".

25-го августа с рассветом, при наличии свежего норд-вестового ветра, первая группа снялась и последовала береговой прогалиной в направлении м.Северного; вторая группа общим авралом заканчивала выгрузку грузов с п/х "Гр.Зиновьев" и в 6 часов утра последовала в том же направлении.

Первая группа, обогнув м. Ванкарем, пройдя проливом между мысом и о-вом Каркарико следовала в разреженном льду вдоль кромки тяжелого льда, стоявшего мористее. Обычно глубина держались от 5 до 6 саж., но иногда вынуждено огибая языки тяжелого торосистого льда, приходилось склоняться к берегу на глубину до 4 саж. при осадке северняков в 21 фут; когда же глубина не позволяла обойти лед, приходилось головному п/х "Сучан" форсировать ударами встречавшиеся перемычки, льдины при этом всплывали и выскакивали из под корпуса за кормой с силой ударяя в буксируемый катер, неоднократно отрывая его от судна. Избегая таких опасных ударов п/х "Сучан" при обходе выдающихся языков льда неоднократно касался грунта, но все же посадки на мель удалось избегнуть.

С наступлением темноты первая группа встала на якорь 5 милях к норд-весту от лагуны Амгуэма, пройдя за день 56 миль. Вторая группа с тов.ЕВГЕНОВЫМ также благополучно прошла описанный участок и с наступлением темноты стала на якорь немного не доходя устья р.Амгуэмы.

26-го августа первой группе удалось сняться только в 6 час. утра вследствие тумана. Продвигаясь дальше на норд-вест между берегом и паковым льдом, начали встречать лед все более сгущенный, требовавший больших усилий для продвижения. С полудня налег туман, сильно затруднивший выбор пути среди льда; следуя самым малым ходом суда первой группы все же не избегли сильных ударов и толчков среди тяжелого сплоченного льда. В 17 часов п/х "Сучан" заклинился на малых глубинах в сильно сплоченном льду при густом тумане, выбравшись со значительными трудностями в более легкий лед. Мною было дано распоряжение остановиться в ожидании хотя бы краткого просветления в тумане. Около 20 часов услыхали гудки приближающейся второй группы. Сего числа, в виду густого тумана следовать дальше не удалось.


За день пройдено около 40 миль. Вторая группа при продвижении имела такие же трудности, главным образом, из-за упорно держащегося тумана. На этом переходе шхуна "ТЕМП" была вынуждена остановится почти на целые сутки для ремонта расплавившегося мотылевого подшипника и присоединилась к судам только 29-го около полудня.

27-го августа с рассветом первая группа снялась и последовала береговой прогалиной в направлении м.Северного. Ветер слабый от норд-веста, туман, видимость не более 1/2 мили. Около полудня, подойдя по исчислению в тумане к м.Северному, первая группа встретила значительно сплоченный лед. Не имея возможности в тумане выбирать путь среди такого льда, вынуждены были встать на якоря в ожидании изменения обстановки. В 13 час. В короткие промежутки незначительного просветления открыли восточный массив м.Северного в расстоянии не более 1 1/2 мили от себя. Первая группа последовала далее, одновременно с этим подошла вторая группа с тов.ЕВГЕНОВЫМ. В дальнейшем м.Северный суда огибали почти самостоятельно в очень тяжелой обстановке, в густом тумане, не видя друг друга. П/х "Сучан" прошел массив в расстоянии не более 100 саж, имея значительные глубины.

Приближенно в 16 час. почти все суда находились на траверзе западного массива м.Северного в расстоянии 1/2 мили от берега, причем северняки, как идущие впереди, заклинились между огромными стамухами, сидящими на мели и освободились с большими трудностями к 18 часам и выйдя на чистую воду против фактории АКО стали на глубине 5 сажен. К 21 час. Все лесовозы, с помощью "Литке" обогнули мыс Северный и присоединились к первой группе. Лесовоз "Гр.Зиновьев" приступил к выгрузке на фактории АКО имевшегося на нем снабженческого груза.

Переход от Ванкарема до мыса Северного суда Экспедиции совершили узкой береговой прогалиной от мили до 3-х миль и только против лагун немного более по глубинам 4-7 саж. Мористее стоял плотно сжатый паковый лед, совершенно непроходимый для судов.

28-го августа утром, при густом снеге и слабом ветре от норд-веста группа судов в составе "Сучан", "Север", "Микоян", "Урицкий", под мои руководством, последовала далее, имея головным п/х "Сучан". П/х "Анадырь" заканчивал прием угля с "Гр.Зиновьева", затем должен был догнать первую группу самостоятельно. Ледорез "Литке" остался с "Зиновьевым" для ускорения выгрузки и оказания ему помощи в продвижении.

До наступления темноты первой группе удалось продвинуться на запад около 25 миль в очень тяжелой обстановке: туман и снег сгущались до такой степени, что видимость ограничивалась длиной не более корпуса судна. Продвижение среди льда колонной судов было очень рискованно, грозя ежеминутно посадкой на мель или столкновением с крупными льдинами, сидевшими на мели. В общем ледовая обстановка на пройденном участке была аналогична участке Ванкарем – м.Северный, продвижение возможно только неширокой береговой прогалиной вдоль кромки сплоченного пака, стоявшего мористее этой прогалины.

29 августа, с рассветом, первая группа двинулась дальше, имея мало изменившуюся обстановку, иногда вынуждены были стопорить машины, выжидая малейшее просветление для выбора пути среди льда. В 8 час. первая группа вышла на чистую воду в широкой береговой прогалине при улучшившейся видимости, что позволило всем судам последовать уменьшенным полным ходом, придерживаясь кромки пака. Пройдя около часа, первая группа уперлась в крупно-битый сильно сплоченный лед, закрывший береговую прогалину по курсу. Осмотр с марса выявил, что лед сильно сплоченный, прижат вплотную к берегу на все видимое пространство в направлении движения судов. Став на якорь на расстоянии 3/4 мили от берега на глубине 8 саженей, считая себя в исчисленной широте 69-16 сев. и долготе 169-26 остовой и сообщив тов.ЕВГЕНОВУ о встрече с непроходимым льдом, решил до подхода "Литке" произвести лично осмотр льдов на самолете Р-5.

Ко времени подхода к сплоченному непроходимому льду суда Экспедиции имели уже следующие повреждения: п/х "Урицкий" – течь в форпике, "Микоян" - течь в форпике и сломан 1 шпангоут, также в виду стука в дейдауде, вероятно, нет одной лопасти, "Гр.Зиновьев" -сломана одна лопасть винта, потерян становой якорь, в форпике пробоина, погнуты шпангоуты в форпике, "Анадырь" – погнуты, сломаны шпангоуты левого борта в трюме № 1 – 2 штуки, такое же количество сломано и погнуто шпангоутов с правого борта в том же трюме; "Север" - течь в форпике, в трюме № 1 на высоте грузовой ватерлинии имеется вмятина, сломано 2 шпангоута, погнуто 4 и с левого борта лопнул один шпангоут; "Сучан" - погнуто 4 шпангоута с обеих бортов, некоторые даже в двух местах, между шпангоутами 26 и 27 с правого борта лопнул лист седьмого пояса около 1 метра ниже ватерлинии, образовав трещину в ширину всей шпации, где наблюдалась сильная течь, край трещины был вогнут внутрь и при повторном ударе лист мог вогнуться внутрь совсем, предоставив забортной воде возможность хлынуть в трюм; ледорез "Литке": лопнул правый якорный клюз (от удара всплывшей стамухи во время форсирования льда), имелся один лопнувший шпангоут и разрыв шва в носовом трюме. Буксируемые баржи и катера также имели значительные вмятины в носовой части и повреждения по всему корпусу.

Форсировать льда при таком состоянии судов без ледореза "Литке" считал неблагоразумным, о чем сообщил тов.ЕВГЕНОВУ в необходимости "Литке" на данном участке перехода.

В 10 час 30 мин. вышел на самолете Р-5 под управлением пилота тов. Бердника на разведку состояния льда на нашем пути. Рассеявшийся туман и проявившееся солнце при умеренном ветре от норд-веста благоприятствовали полету. По инструкции тов.Красинского самолету Р-5 не разрешалось оставаться в воздухе более 2-х часов, но учитывая исключительную важность настоящей разведки, результаты которой могли быть решающими для Экспедиции, тов.Бердник с исключительной решимостью и смелостью продлил полет до 4-х часов, дав, таким образом, возможность обследовать состояние льдов от места стоянки судов до острова Шалаурова протяжением в оба конца до 200 миль.

Состояние льда оказалось следующее: от места стоянки судов на пути нашего продвижения держалась перемычка уплотненного битого льда между паковым льдом и берегом протяжением 7-10 миль (приближенно район длительной стоянки "Колымы" и "Шмидта"), дальше опять начиналась береговая прогалина с несколькими незначительными перемычками, где прохождение возможно; приближенно, не доходя 15 миль до Якана начиналась широкая полоса чистой воды между берегом и паковым льдом, от м.Якана до м.Биллингс – широкая береговая полоса с разреженным льдом в 3-4 балла. На этом участке паковый лед занимал все пространство к северу от побережья насколько хватало видимости при подъеме самолета до 800 м., горда были видны даже вершины гор о-ва Врангель. От м.Биллингс кромка пака поворачивала на норд-ост, затем норд и терялась в отдалении. От Биллингса на запад фактически море было открыто с вкрапленным мелко-битым льдом, сильно рассеянным.

В 14 ч. 30 м. Р-5 возвратился к судам, пробыв в воздухе 4 ч.10 м. Посадка самолета происходила в затруднительной обстановке, т.к. расположение льда в районе судов изменилось в сторону значительного ухудшения, но все же была произведена тов.Бердник с замечательным искусством и решительностью. Необходимо отметить при этом, что уже на обратном пути самолета наблюдалось благоприятное действие окрепшего до 5 баллов норд-веста, производившего медленное разрушение перемычки. Выявив, таким образом, состояние льдов на пути следования, решил ждать подхода "Литке". Пароход "Сучан" в это время производил перевалку груза в трюме № 1 с целью приостановить сильную течь, имевшуюся там. На других судах также время стояния было использовано на производство возможных исправлений поврежденных мест помощью, главным образом, цементировки.

Тов.ЕВГЕНОВ на ледорезе "Литке" отошел от м.Северного 19 августа в16 часов и последовал на соединение с судами первой группы, оставив п/х "Гр.Зиновьев" заканчивать выгрузку на фактории у м.Северного самостоятельно. Около полудня сего же числа, обогнув мыс Северный, присоединился ко второй группе "Темп".

30 августа в 7 час. утра "Литке" присоединился к судам первой группы и после краткой моей информации о результатах разведки решено было произвести форсирование встретившейся преграды. В 8 час. 30 мин., по сигналу с "Литке" суда вошли в лед в следующем порядке: "Литке", "Сучан", "Север", "Анадырь", "Микоян", и "Урицкий". Капитанам судов дано было указание по возможности держаться ближе друг к другу, дабы максимально использовать проложенный л/р путь среди тяжелого льда. Продолжавшийся в течении последних суток свежий норд-вест значительно изменил расположение льда, создав более благоприятные условия, чем это было при подходе судов 28 августа. По распоряжению тов.ЕВГЕНОВА. я находился вместе с ним, на л/р "Литке". В начале продвижение происходило чрезвычайно медленно и с большими трудностями, но вскоре после полудня удалось пробиться в одну из имевшихся прогалин, после чего продвижение значительно ускорилось, т.к. появилась возможность выбирать путь, переходя из одной прогалин в другую, разрушая л/р сравнительно неширокие перемычки между ними.

С наступлением темноты вынуждены были встать на якорь, т.к. не было возможности продвигаться среди сплоченного льда. Приближенно в это же время присоединилась к судам и шхуна "ТЕМП". За истекший день удалось продвинуться около 40 миль. Таким образом, суда оказались приближенно в 12 милях от мыса Якан. Сего же числа п/х "Гр.Зиновьев" закончил выгрузку 120 тонн груза на м.Северном и последовал дальше по назначению.

31 августа, с рассветом, последовали дальше прибрежной полосой по направлению к м.Биллингса среди крупно-битого льда. К вечеру приближенно, не доходя 15 миль до м.Биллингс, ветер от вест-зюйд-веста усилился до 7 баллов и, будучи отжимным от берега в этом районе, начал отжимать лед от берега, создавая благоприятную обстановку для движения судов. С наступлением темноты, обогнув м.Биллингса, стали на якоря против фактории на берегу, близ лежащей на берегу американской шхуны «Элезиф», погибшей в 1929 году при выполнении Колымского рейса. Стоянка для судов была беспокойная, лед гонимый вестовым ветром, часто наваливал на якорные канаты, судам приходилось все время подрабатывать машиной, избегая потери якорей.

1 сентября, с рассветом, при густом тумане последовали далее. Несмотря на благоприятную ледовую обстановку, суда вынуждены были идти уменьшенным ходом, непрерывно измеряя глубины для избежания посадки на мель в значительно выступавших в море отмелях в районе губы Нольда. С наступлением темноты, считая себя по исчислению в районе о-ва Шалаурова, стали на якоря, совершив переход за день почти по чистой воде.

По донесению капитана "Гр.Зиновьева" ему удалось к этому времени продвинуться до м.Биллингса без особых затруднений: по-видимому, державшийся двое суток норд-вестовый ветер, являющийся в данном районе параллельным берегу, улучшил ледовую обстановку в береговой прогалине, в особенности для лесовоза, имевшего осадку в это время не более 18 футов.

2 сентября с рассветом, при наличии густого тумана, проследовали дальше при благоприятной ледовой обстановке. К полудню туман рассеялся и в 15 часов суда обогнули м.Шелагский, где решено было с западной его стороны стать на якорь, т.к. высланная вперед шхуна "ТЕМП", пройдя10 миль от м.Шелагского на запад встретила трудно проходимый лед. Посланный на разведку самолет Р-5 выявил возможность продвижения на запад по пятисаженной отмели, расположенной на норд-ост от острова Айон, к западу же от Айона море было открыто ото льда.

Получив эти сведения ледовой разведки, в 18 часов последовали дальше, оставив п/х "Сучан" дожидаться у кромки льдов возвращения самолета, который был поднят на палубу в 21 час. С наступлением темноты вынуждены были встать среди сплоченного льда на отмелях острова Айон. Снявшись с рассветом 3 сентября, суда Экспедиции, без особых трудностей прибыли в устье р.Колымы 4 сентября на рассвете.

Буксируемые баржи и катера, хотя и получили некоторые повреждения, но все же были годны для участия в грузовых операциях. Для привлечения всех плавсредств, имевшихся на Колыме и для организации разгрузки там 3-го в полдень, приближенно в районе к западу от о-ва Айона, вылетел на самолете Р-5 в Нижне-Колымск Зам.Нач. Экспедиции по адм. части т.ОСТАЛЬЦЕВ. К моменту прибытия к устью Колымы судов Экспедиции подошел с запада совершавший свой героический поход ледокольный пароход «Сибиряков», доставив на буксире колесные пп/хх «Якут» и «Партизан» из Тикси, предназначенные для работы в Колыме.

Подводя итоги тяжелого перехода в исключительно неблагоприятной ледовой обстановке, при наличии в составе несамоходных судов, все же в конечном итоге достижение цели необходимо отнести к следующим главным факторам:
а) участие в походе ледореза "Ф.Литке";
б) участие судов типа "Север", обладающих прекрасной поворотливостью, форштевнем ледокольного образования, достаточно прочным рулем и винтом и чрезвычайно удачной конструкции кормы для буксировки барж и катеров во льдах;
в) наличие летной разведки, давшей возможность выбирать путь и принимать определенные решения;
г) упорство и настойчивость, проявленные личным составом в достижении намеченной цели.

Необходимо при этом отметить, что к моменту прибытия к устью Колымы, как Руководство Экспедиции, так и личный состав судов, непосредственно участвовавший в проводке среди льдов, были сильно переутомлены и обессилены проделанной работой. Еще раз можно пожалеть, что так необходимого при данной тяжелой обстановке разгрузки судов в осеннее время в оставшиеся считаные дни навигационного времени, специального руководителя, которого так добивалось Руководство перед отправлением из Владивостока – не оказалось.

Разгрузка судов на Колыме описана с исчерпывающей полнотой экономистом Экспедиции тов.ВЕДМЕДЬ, которая здесь и приводится.

Назад