Октябрь мес. 1932 год.

Личный состав готовит зимовочное помещение, разбирает механизмы и приводит их в надлежащее зимовочное состояние.

12-го заключен договор с Чаунским кооперативом Интегралсоюза по закупке и подгону 300 оленей (возможно ближе) к месту зимовки судов.

13-го Избранный профессиональный комитет Экспедиции приступил к оборудованию в твиндеке трюма № 1 клуба для зимующих и туземного населения, которое должно закончиться к Октябрьским празднествам.

14-го Руководство Экспедиции созвало совещание, на котором обсуждались мероприятия по посылке бригады в Колыму, для руководства баржестроения и подготовки достаточного количества плавсредств к навигации 1933 года, о чем была послана телеграмма Народному Комиссару и Пом.Директора Дальстроя следующего содержания:
"Исходя из общего желания и необходимости добиться выполнения возложенной на Экспедицию задачи, организации уверенной выгрузки всех судов и особенно тяжеловесов и доставки основной массы их без перевалки через берег прямо в Среднекан в навигацию 1933 года, в чем заинтересованы КИУРТ и Дальстрой, Руководство и личный состав Экспедиции предлагает выделить административно-техническую руководящую специальную бригаду по практическому осуществлению постройки в Колыме барж также проведение перегрузки и транспортировки в Среднекан тяжеловесов. Проектируется постройка семи или десяти барж по 100 тонн, в крайности 10 барж по 60 тонн каждая, в зависимости от наличия или возможности заготовки достаточного количества лесоматериала, с расчетом перевозки тяжеловесов на палубах; тип барж - упрощенная конструкция трюмных плашкоутов существующих в странах Дальнего Востока. Состав бригады войдут из числа участников Экспедиции опытные плотники слесаря боцманы и такелажники, всего в бригаде 15 чел. Успех работы бригады зависит во многом от следующих мероприятий центра и его указаний соответствующим организациям:
1. Назначение Наркомводом упомянутых руководителей бригады с уведомлением Якутского Совнаркома необходимо в целях придания авторитета создания должной обстановки для работы на месте.
2. Категорическая директива КИУРТ'у об оказании содружества, содействия и помощи безоговорочного предоставления в пределах программы работ при наличии также возможности заготовки на месте главным образом лесоматериала, рабсилы и железа, исходя из срока окончания постройки барж и открытию речной навигации с расчетом возможной загрузки грузоподъемности плавсредств загруженными в Амбарчике одним рейсом в Среднекан, в крайности, в зависимости от обстановки в Средне-Колымск до подхода зазимовавших морских судов.
3. Обязать КИУРТ предоставить при перевозке тяжеловесов тяговую силу в пределах построенного также предоставленных им для этой работы плавсредств. Этом случае руководство администрирование выгрузкой тяжеловесов с доставкой Среднекан будет проведено бригадой Сиднева.
4. Обязать КИУРТ своевременно выставить ограждение до Среднекана включительно. Кроме того, нужно будет указание КИУРТ'а предоставлении бригаде Сиднева Рябоконь необходимых средств финансирования, консультации в составлении сметы и ведения отдельной отчетности по баржестроению."

19-го. Заболел Начальник Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ. Был созван консилиум врачей, который констатировал у тов.ЕВГЕНОВА сильное переутомление, связанное с тяжелым походом и настоятельно предложил тов.ЕВГЕНОВУ оставить зимовку, выехать зимним путем в Москву, считая состояние здоровья настолько подорванным, консилиум врачей также нашел необходимым обязательное врачебное сопровождение тов.ЕВГЕНОВА. Нач. Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ не согласился с предложением консилиума врачей, считая, что он должен остаться на зимовке.

20-го по инициативе Профессионального комитета было созвано специальное совещание, которое установило необходимость организации Техникума для личного состава и выработало мероприятия по выявлению имеющихся ресурсов.

22-го, с переходом личного состава на зимовочное положение, был установлен следующий распорядок дня:

побудка

в 7 часов

завтрак

до 8 часов

выход на работу

в 8 часов

прогулка

с 11 часов

обед

с 12 до 13 часов

начало занятий в Техникуме

с 13-30 до 18 часв

ужин

с 18-30 до 19 часов

вечерний чай

с 21 до 21-30 часов

С 23 часов тушатся все огни в общих помещениях

26-го Руководство Экспедиции созвало совещание капитанов, на котором вырабатывались необходимые мероприятия для успешного проведения навигации 1933 года, о чем была послана телеграмма на имя Наркома и Замнаркома т.РОЗЕНТАЛЬ следующего содержания: «Сообщаем перечень намеченных также необходимых своевременной подготовки и проведения навигации 1933 г. мероприятий в отношении зимующих судов Экспедиции. Предположено остатки грузов пароходов "Сучан", "Зиновьев", "Микоян" полностью перегрузить на п/х "Север" и "Анадырь", которых направить вновь к устью Колымы. Первые 3 парохода, также "Литке" направить на восток. В зависимости от состояния "Урицкого" его экипажа и запаса топлива на нем, направить в Колыму или восток. По предварительному подсчету, к концу зимовки сможем обеспечить суда, идущие Колыму запасом угля из расчета достижения Колымы и времени разгрузки там обратного перехода Чауна, где вынуждены будут ожидать прибытия угольщика из Владивостока. Остальные суда, следующие на восток, будут располагать бункерами примерно по 100 тон каждый, "Литке" около 200 тонн. Считаем необходимой отправку из Владивостока полярного судна специально углем количестве 2500 тонн, исходя из расчета дальнейшей бункеровке в Провидения. Одновременно, в целях страховки в случае тяжелого ледового года, на восток также на переход из Лены в Колыму на речных баржах направить ими максимально возможное количество угля. Для обеспечения предстоящих Анадырю, Северу, и Урицкому операций завершающих задачу Экспедиции, необходимо предусмотреть, на случай вынужденной вторичной зимовки, отправку из Владивостока навстречу этим судам в Полярное море полное годовое снабжение продовольствием, одеждой и материалами. В отношении направленных на восток Сучана, Микояна и Зиновьева необходимо будет выслать навстречу им пароходом, идущим в Колыму, подкрепление в виде живого скота, противоцинготных средств, овощей, также обуви и спецодежды. По поводу "Литке", учитывая возможную задержку его для оказания помощи полярным судам, при условии получения им высылаемого из Владивостока угля также бункеровки в Провидения также необходимо предусмотреть обеспечение его полным зимовочным запасом. Основным типом плавсредств, которые целесообразны и необходимы в условиях разгрузки судов у устья Колымы, подлежащих завозу максимально возможном количестве только на палубах пароходов, направляемых в Колыму, являются доставленные нами деревянные баржи по 50 тонн с учетом следующих изменений: увеличение площади рулей, надежного укрепления петлей, установка носовых козырьков ручных якорных лебедок, устройство трюмов по примеру судовых прямыми комингсами, деревянными бисами и толстыми крепкими люковинами, задраенными брезентами с шинами. Крепкие кунгасы полезны в помощь баржам».

Один раз в декаду выдается спирт в размере 25 грамм на человека.

В течение месяца на всех судах был проведен осмотр полученных во время плавания во льдах повреждений. П/х "Сучан" немедленно приступил к ремонту руля.

В течении октября же мес. Температура наружного воздуха достигала 23°, а обычно держалась 12-14°. Прошел жестокий штормовой ветер от зюйд-зюйд-оста. В остальное время стояла ясная погода, маловетрие, или же ветры от разных румбов, не свыше 2-3 баллов.

Личный состав здоров, бодр. Питание удовлетворительное, но совершенно отсутствует свежее мясо.

Назад