Май месяц 1933 г.

1-го. Личный состав, пассажиры, совместно со съехавшимися из окрестностей туземцами празднуют международный пролетарский праздник. Утром состоялась демонстрация всего населения мыса Певек: впереди колонны шли собачьи нарты, прибывшие с красным обозом пушнины в подарок празднику, вслед за ними шли пионер отряд, чукотские дети из школы и экипажи. Демонстрация остановилась около специально оборудованной трибуны, разукрашенной первомайскими лозунгами, возле вновь построенных домов туземному населению, где происходил митинг с выступлениями пионера, председателя Национального туземного Совета и на котором лучшие охотничьи артели и лучшие охотники были премированы ценными предметами, которые там же поднесены. Вечером в клубе было устроено выступление кукольного театра и самодеятельность.

2-го до обеда состоялись стрелковые соревнования и лыжные состязания. После обеда чукчи соревновались в беге на собачьих нартах, с призами. Была продемонстрирована борьба чукотских детей. Проходили эстафетные игры на специально оборудованной площадке, бега на скорость, на выдержку и т.п. Состоялся первый футбольный матч. Все это вызвало громадный интерес и восторг среди личного состава и туземного населения.

3-го обычный рабочий день. На основании проработанных мероприятий по учету опыта зимовки, Начальник Экспедиции отправил радиограмму о части мероприятий, которые необходимы для отправляющейся Экспедиции в 1933 г., адресованную ЦЗВОД т.Розенталь и Совфлот Владивосток т.Гончарову, следующего содержания:
«По опыту зимовки необычного числа судов и команд, после коллективной проработки всем составом, считаем необходимым учесть при организации новой полярной экспедиции следующие дополнения в снабжении экспедиции в целом: двигатель Кельвина в 20-30 сил с динамомашиной 220 вольт для общего освещения и радиосвязи, полуторатонный автогрузовик, 2-х коротковолновые передвижные рации для санных партий и катеров, швейная машина,…………….для приемки воды, байдары 2, парусинки 2, механический стиральный аппарат, аппарат для выжимания белья, керосинокалильные лампы 2, стекол и сеток к ним 10, сапожный инструмент, кожа для починки сапог, подошвы и набойки по 2 пары на человека, мощная приемная радиоаппаратура, мыло туалетное, белья 3 комплекта легкого и 3 теплого на человека, кожаные куртки на меху и брюки на байке, ватное обмундирование с запасными брюками, теплых портянок 2 пары, валенки 2 пары, сапоги на кожаной подошве 1 1/2 пары, спецодежды 2 пары, меховой одежды не менее 10 комплектов, торбаза и чижи 1 пара каждому.
Маломерные предметы обмундирования недопустимы. Обязательна квашеная капуста, пюре-томат, настоящее консервированное молоко коровье а не соевое, сушеная черная смородина, моченая брусника, горошек и варенье, сушеная рыба пимикан для собак. Обязательно исключить из снабжения солонину и заменить ее мороженым мясом, рыбой, при возможности – консервами. Традиционное снабжение спиртом считаем совершенно излишним и вредным, предлагаем заменить легким виноградным вином. Спирт необходим для медицинских надобностей в размере 15 литров. Зимовку хорошо выносят и размножаются свиньи, желателен большой запас их. Обязательно на каждом судне подобранная разнообразная библиотека, общеобразовательные специальные пособия, большой запас писчей бумаги и канцелярских принадлежностей, кусковой мел, акварель, карандаши. Желательно иметь один на экспедицию стеклограф или шапирограф для издания газеты и журнала, «кинопередвижка»».
Заложили и приступили к постройке второй баржи грузоподъемностью в 65 тонн.

8-го. Кооператив Интегралсоюза Чауна не выполняет договора по заготовке 300 оленей, состоявшееся сегодня заседание треугольника в третий раз разбирало этот вопрос. Опять получили обещание, что будет заготовлено.

9-го в клубе состоялся вечер самодеятельности.

10-го утром с 11-12 часов проходят осоавиахимовские занятия на свежем воздухе. Проводился футбольный матч.

Закончили промер и опись реки Чаун, расстоянием в 10 км, работы перенесены на морской берег по описи и промеру подхода к реке. Промер реки при наличии двухметрового льда происходил с большими трудностями, поломками инструментов во время пробивке лунок для измерения глубин.

Появились первые птицы, быстро сдает снежный покров.

12-го выделена бригада для установки и обслуживания «Гидроцентрали» на время приема пресной воды судами Экспедиции из озера с приступом к работе не позже 13-го с.м.

13-го обслуживающий состав мотористов освобождается от обслуживания электростанции, в виду необходимости их участия в работе по судоремонту.

14-го закончила заниматься группа механиков 3-го разряда.

15-го начались испытания учащихся группы механиков 3-го разряда.

16-го приступила к работе назначенная Комиссия по составлению плана перегрузки с судов, идущих на восток п/х "Сучан" и "Красный Партизан" на суда, идущие к устью Колымы - пп/хх "Север", "Анадырь" и "Микоян", с учетом необходимости максимальной экономии топлива во время перегрузки, а также выявить возможность поставить тяжеловесы на палубу п/х "Север" , направляемого после разгрузки в бухту Тикси.

17-го в виду недостаточного количества оленьего мяса, приступили к заготовке нормы для питания экипажей, а также корма для собак. Создана бригада в количестве 3-х человек их лучших охотников, которые к моменту перелета гусей поедут в Чаун для охоты на них и отправки на зимующие суда.

Квалификационная Комиссия закончила производство испытания учащихся группы механиков 3-го разряда, а также Комиссия закончила всю свою работу.

19-го в клубе состоялся вечер выпускников, на котором сделал доклад об итогах учебы Зав.учебной частью Техникума. Начальник Экспедиции и Техникума торжественно вручил каждому в отдельности свидетельства на право получения диплома, после чего происходили выступления с номерами самодеятельности. Вечер прошел с большим подъемом.

КРАТКИЙ ОБЗОР ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ТЕХНИКУМА.

Первоначально записалось учащихся до 140 человек, но потом путем естественного отбора, частично по личной косности некоторых слушателей, общее число учащихся сократилось до 115 чел.
Преподаванием было занято 35 чел.

1. Группа штурманов дальнего плавания – всего 12 ч. Испытания выдержали всего 12 чел. По рабочему стажу: двое имеют до 18-ти лет, остальные не ниже 4-х лет. По общему образованию: 1 штурман малого плавания, остальные – слушатели Владивостокского морского техникума; по занимаемым должностям: 2 помощника капитана, остальные матросы 1-го класса. По партийности: 3 члена ВКП(б), один кандидат партии, 7 комсомольцев и 1 беспартийный.

2. Группа механиков 2-го разряда – всего 11 человек. Испытания выдержали всего 11 чел., их них успешно 5 ч. По рабочему стажу: 4 имеют от 12-19 лет, остальные не ниже 5 лет. По стажу плавания 4 имеют от 10-15 лет, остальные не ниже 4-х лет. По общему образованию: 6 слушателей Владивостокского морского Техникума, 4 – окончившие курсы механиков 3-го разряда и 1 с неоконченным высшим техническим образованием. По занимаемым должностям: 4 занимают должности 3-х и 4-х механиков, 2- машинистов 1-го класса и 5 кочегаров 1-го класса. По партийности: 3 члена ВКП(б), 1 кандидат, 5 комсомольцев и 2 беспартийных. Все- члены профсоюза водников.

3. Группа механиков 3-го разряда . В Техникуме обучалось 25 чел. Экстерном держали экзамен 1 чел, всего 26 чел., не допущено к испытаниям – 1 чел. Не выдержало испытаний – 2 чел. Всего выдержали испытания -23 чел., из них 6 чел. успешно. По рабочему стажу – 3 имеют стаж 18-23 лет, 5 имеют свыше 10 лет, 12 – от 6-10 лет и 3 имеют 6 лет. По стажу плавания: 3 имеют от 18-23 лет, 15 от 5-10 лет, 4 имеют 4 года и один имеет 2-х годичный стаж плавания. По общему образованию: начальное обучение имеют 6 чел., ФЗУ – 4 чел., ШМУ – 4 чел., остальные 13 чел. Имеют образование в объеме 5-ти, 7-ми летки и курсы машинистов-мотористов. По занимаемым должностям: 2 чел 3-и механики, остальные - машинисты и кочегары. По партийности: 5 членов ВКП(б), 2 кандидата партии, 5 комсомольцев и остальные 13- беспартийные. Все, кроме одного, члены профсоюза водников.

4. Группа судоводителей маломерных судов – обучалось 23 чел., экстерном держал экзамен 1 чел. Всего 24 чел. К испытаниям не был допущен 1 чел., испытания не выдержали 3 чел., следовательно, выдержало испытания 20 чел., из них успешно 3 чел. В этой группе состав по занимаемым должностям самый разнообразный: боцмана, матросы, кочегары и лица обслуживающего персонала. По рабочему стажу: 4 имеют от 10-15 лет, большинство имеет 6-ти летний и 1 –трехлетний стаж. По стажу плавания: 2 имеют от 10-13 лет, 7 чел. Имеют 6-ти летний и остальные имеют от 3-6 лет стажа. По общему образованию: 4 чел – начальную школу, 10 ч. 5-ти летку, остальные 6 чел. – 7-ми летку. По партийности: 1 член ВКП(б), 3 кандидата партии, 6 комсомольцев и остальные 10- беспартийные. Все, кроме одного, члены профсоюза водников.

5. Группа машинистов - обучалось 15 чел., экстерном держали экзамен 5 чел., всего 20 чел., не допущен к испытаниям 1 чел., следовательно, выдержали испытания 16 чел. По рабочему стажу: 4 имеют от 10-15 лет, 8 имеют 5-9 лет и 4 чел. по 4 года. По стажу плавания 2 имеют от 7-10 лет, 12 имеют от 3-5 лет м двое имеют по 2 года. По общему образованию: 4 чел. – малограмотны, 12 имеют нисшее начальное. По партийности: 4 члена ВКП(б), 1 кандидат партии, 5 комсомольцев и 6 чел. беспартийных. Все - члены профсоюза водников.

6. Группа мотористов – обучалось 16 чел., экстерном держало экзамен 2 чел., всего 18 чел. Не допущено к испытаниям 4 чел. Выдержали, следовательно, испытания 14 человек. По рабочему стажу: 3 чел. имеют от 20-30 лет, 9 имеют от 5-15 лети 2 имеют 4 года. По стажу плавания: 2 имеют от 15-20 лет, 3 имеют от 5-10 лет, 8 имеют 4-6 лет и 1 имеет 3-х годичный стаж. По общему образованию: 2 чел. самоучки, 8 нисшее начальное, 2 –пятилетку, 1 – ФЗУ и один закончил морской техникум. По партийности: 3 члена ВКП(б), 4 комсомольца и 7 беспартийных. Все - члены профсоюза водников.

7. Группа старшин катеров. Обучалось 12 чел. и 1 перешел из группы водоводителей маломерных судов. Испытание выдержали все 12 ч. По рабочему стажу: 9 чел имеют от 5-15 лет и 3 чел. от 2-5 лет. По стажу плавания: 9 чел от 4-7 лет и 3 ч. от 3-5 лет. По общему образованию: все имеют нисшее начальное. По партийности 5 кандидатов партии, один комсомолец и 6 беспартийных. Все - члены профсоюза водников.

Всего техникумом выпущено учащихся, получивших вполне удовлетворительную теоретическую подготовку по разным морским специальностям – 108 чел.

Сего числа вернулась из Чауна часть бригады описных работников, закончивших свою работу на месте.

Сегодня впервые имеем заходящее солнце.

20-го «Гидроцентраль» установлен и подает пресную воду на суда из озера.
Закончена опись подхода также и устья р. Чаун, приступили к установке навигационных знаков у входа реки. Продолжаем промер от устья до моря. Днем происходили физкультурные игры на специально оборудованной физкультурной площадке.

21-го состоялось совещание инженерно-технической секции, на которой обсуждался план перегрузки грузов с судов, идущих на восток, на суда, идущие на запад.

22-го состоялось совещание парт, проф актива совместно с хозяйственниками, на котором был поставлен доклад Начальника Экспедиции о перегрузке грузов с судов, идущих на восток, на суда, идущие на запад, и о проводимой перекомплектовке личного состава.

23-го состоялось заседание треугольника, на котором был вызван председатель Чаунского кооператива «Интегралсоюза» по вопросу о незаготовке ими оленей в количестве, обусловленном в договоре, с требованием дачи письменного объяснения, с чем он согласился.

Начиная с первых чисел мая до последних дней треугольник Экспедиции, совместно с судовыми треугольниками, по каждому судну в отдельности, прорабатывал перекомплектацию личного состава, учитывая особую трудность и серьезность задачи – завершение операции Экспедиции и состояние здоровья отдельных лиц из судовых экипажей и дополнительного похода к устью р.Лены п/х "Север".

Сего числа объявлен приказ Начальника Экспедиции о перекомплектовании личного состава пп/хх "Анадырь", "Микоян", и л/р "Ф.Литке" работоспособными экипажами, сохранившими надлежащее моральное состояние. П/х "Север" укомплектован отборным экипажем, с учетом дополнительного задания по выполнению рейса к устью р.Лены.

Пп/хх "Красный Партизан" и "Сучан" укомплектованы физически более слабыми и небольшим количеством морально устойчивых.

27-го закончили межсудовой шахматный турнир, продлившийся 2 с лишним месяца.

31-го происходят осоавиахимовские занятия и физкультурные игры на свежем воздухе. Судоремонт производится ударными темпами. Суда соревнуются между собой на сроки и качество судоремонта, возглавляемое местной газетой. Суда продолжают принимать пресную воду со льда, после таяния снега брандспойтами и частично принимают с озера с помощью моторной турбинки. В среднем каждое судно уже приняло по 300 тонн. Вторая баржа имеет готовность 25%. В устье р. Чауна установлены навигационные знаки и закончен промер с моря у подхода реке, также приступили к переброске работников описной бригады на зимующие суда. Закончили постройку домов туземному населению, за исключением установки печей и мелких поделок.

Ежемесячный журнал и пятидневная газета «За Советский Север» продолжают выходить регулярно.

В салоне 1-го класса п/х "Север" устроена выставка судовых стенных газет, выпущенных с начала зимовки – на конкурсе.

Первую декаду месяца держалась теплая погода, 5-го и 6-го прошел сильный шторм от зюйд-оста. Во второй декаде наступило значительное похолодание, упорно держатся отрицательные температуры в пределах 7-12 °. К концу месяца стало тепло.

Здоровье личного состава, а также пассажиров удовлетворительное.

Назад