А.С. МОНЯКИН

 

"ЛЕГЕНДА О СЕРЕБРЯНОЙ ГОРЕ"

ОТЧЕТ О КОМАНДИРОВКЕ В г..МАГАДАН, пос.АНАДЫРЬ и пос.УСТЬ-БЕЛУЮ.

ФЕВРАЛЬ - МАРТ 1961 ГОД.

пос. Певек

1961 г.

 

I. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ЦЕЛЬ КОМАНДИРОВКИ

В Чаунское РайГРУ поступили заявки В.Ф. Уварова и С.И. Баскина, в которых авторы сообщают о крупном месторождении серебра, расположенном будто-бы на Чукотке.

Заявка В.Ф. Уварова /приложение 1/ повествует о том, что где-то на водоразделе рек Малый Анюй и Чаун, на краю лесов, находится серебряная гора, которая "повсюду режется ножом". Эти сведения В.Ф. Уварову сообщили, как он пишет, в 30-х годах ломуты рода Дехлянки в поселке Усть-Белая Анадырского района. Уваров считает, что серебряную гору легко найти визуально, т.к. она, по его мнению, выделяется среди других именно тем, что она серебряная.

Заявка С.М. Баскина /приложение 4 / основана на изученных им архивных материалах, изложенных в сборнике Н.С. Орловой "Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века", издание Географгиз 1951 г. В этой заявке Баскин сообщает, что на реке Нелога имеется серебреное месторождение, которое представлено ... " жильным серебром, заключенном в породу горы и россыпью, прорезанной глубоким яром с отвесными стенами". Под рекой Нелогой Баскин подразумевает р. Раучуа /Б.Бараниха/, где и предлагает предпринять поиски серебряного месторождения.

Решением НТО СВГУ Чаунскому РайГРУ было предложено организовать поиски серебряного месторождения с учетом заявок С.И. Баскина и В.Ф. Уварова.

С этой целью в 1960 г. был организован Заверочный отряд, который проводил работы в бассейна р. Раучуа и в бассейне рч. Кйтеп-Гуйтеньрывеем /правый приток рч. Китепвеем, впадающий в Восточно-Сибирское море западнее устья р.Раучуа/.Серебряныкх рудопроявлений ни на одном из участков отрядом обнаружено не было. Подробно результаты работ изложены в отчете Заверочного отряда за 1960 год.

Поиски легендарного серебряного месторождения в 1961 году предполагалось продолжать и, согласно проекта, произвести их на водоразделе рек: Чаун - Анадырь - Малый Анюй. При этом, в первый этап работы, согласно проекта, входило изучение архивных в литературных материалов исторического характера, опрос местного коренного населения с целью уточнения района поисков, а также, и в первую очередь, установление соответствия легенда действительности.

Для этого исполнитель работ был командировки в г.Магадан, в Анадырь и в Усть-Белую, где в библиотеках, музеях, геологических организациях, в колхозе рос. Усть-Белая и в беседах с отдельными лицами выявил несостоятельность легенды о серебряной горе.

2. Сушествует-ли легенда о серебряной горе?

Всякая легенда, передает-ли она миф или давно минувшую действительность, живет в народе, который, собственно, и слагает легенда, страдающие исторический путь его развития. Современное коренное население Чукотки ничего не знаето серебряном месторождении. Не знают и ничего не слыхали об этой легенда оленеводы района Восточной Тундры, оленевода Чаунского и Анадырского районов; коренное население Чукотки вообще рассказы о серебряном месторождении или о серебряной горе принимает как новость. Следовательно, никакой легенды о серебряном месторождении или серебряной горе не существует. Есть слухи, обросшие до легенды.

В пос. Усть-Белая автор данной записки выступил перед собранием колхозников /выступление переводилось на язык коренного населения/, опросил отдельных лиц и убедился, что никто из коренных жителей о серебряном месторождении ничего не знает. Именно в пос. Усть-Белая, как пишет В.Ф. Уваров, он впервые узнал о серебряной горе и именно в этом поселке им были предприняты практические меры, опять как он сам пишет, для розыска этой горы. Старожилы, на которых ссылается В.Ф. Уваров, умерли. Иван Зиновьевич Никулин, сын Зиновия Никулина, у которого на квартире Уваров составлял акт о факте открытия серебряной горы, ничего об этом факте не знает, хотя Уварова и все его дела хорошо помнит т.к. ему, Ивану Никулину, было тогда 25 лет. Опрос коренного населения производил несколько раньше, работник Анадырского райкома ВЛКСМ тов. Собольков, который также никаких сведений о серебряном месторождении у народа не почерпнул. Административные, общественные, партийные и комсомольские работники и руководители ничего о серебряном месторождении не знают и не получали об этом никаких сообщений от коренного населения, кроме того, что им известно из заявки Уварова.

Сведения из заявки Уварова, подкупают многих легкостью открытия огромных запасов серебра; эти сведения передаются из уст в уста среди круга передовых людей, обретают видимость легенды и привносятся коренному населению, которое выказывает по этому поводу удивление и недоумение. В популяризации этой легенды сыграл роль и главный геолог Сеймчанского РайГРУ тов. С.М. Абаев, который по оплошности поделился сомнительными данными из заявки Уварова с корреспондентами "Огонька". На страницах последнего / № № 5,6 за 1661 год/ появилось сообщения о "мягкой горе".

Знаменитый исследователь "Чукотки - энтограф и лингвист - В.Г. Богораз /псевдоним - Н.А. Тан / в своей монографии "Чукчи" описывает все события в жизни коренного населения Чукотки, происшедшие с начала XVII века вплоть до Октябрьской революции . В этом неповторимом труде подробно излагаются вопросы экономики населения, быта, культуры, языка, религии, первые знакомство и взаимоотношения с русскими казаками и промышленниками, приводятся подробные данные о Семене Дежневе и других полярных мореходах и землепроходцах, о ясаке, собираемом с коренного населения в пользу царя, о ярмарках на Малом Анюе и проч. проч. Нет такой стороны в жизни племен населяющих Чукотку, которая не была бы предельно полно освещена В.Г. Богоразом. ИМ собраны все легенды, сказки, предания, поверья, пословицы, которые на протяжении многих веков жили в народе; в монографии "Чукчи" только на редкой странице можно не встретить какой либо легенды, сказки или рассказы. (Книга имеется в Краеведческом музее в г.Магадане.)

В.Г. Богораэ отмечает, что три века тому назад коренное население испытывало острую нужду в железе, имеется указание о рудопроявлениях меди. Но не в одной легенде, ни в одном предании и даже в сказке не упоминается о серебре.

В книге известного историка И.П.Магидовича "Очерки по истории географических открытый", издания Учпедгиза 1956 г., описывается проникновение русских на Северо-Восток и, в частности, на Чукотку, взаимоотношения русских с коренным населением, торговля, сбор ясака, открытия рек, путешествия и деятельность Семена Дежнева и проч.проч. Изложенное в книге И.П.Магидовича базируется на архивных материалах. Никакого упоминается о серебре или "серебряной легенде" у И.П.Магидовича не встречается.

Авторы популярных исторических рассказов о Северо -Востоке, о походах Семена Дежнева, такие как С.Марков, В.Кедров и другие в своих повествованиях ни слова не упоминают о серебре, хотя сведения о полезных ископаемых в этих рассказах приводятся не редко.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что легенды о серебряном месторождении или "Серебряной горе" среди коренного населения не существовало в прошлом и не существует в настоящее время. Единственным источником, из которого могла искусственно вырасти легенда, является сборник архивных материалов И.О. Орловой, о котором сказано ниже.

 

3. Что известно из архивных документов о серебре на Северо-Востоке.

Данные о серебре, которое будто-бы добывалось в начале XVII века на Северо-Востоке изложены, как уже сказано выше, Н.С. Орловой в книге "Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века". Ниже приводятся все эти данные, без исключения, которые в какой-то степени касаются серебра.

" 9-го декабря 1641 г. Якутский воевода П.Головин сообщил в Сибирский приказ о походах Постника Иванова и Аничка Никитина на реки Яну и Индигирку и о плавании по морю Прова-Лааарева и Елисея Бузы для поисков реки к востоку от устья Лены. В этой отписке сообщается, что по Индигирке, на юкагирской земле есть серебро, но где именно - неизвестно" / стр.21-22 /.

" В 1641-42 г.г. казаки получили известие о том, что на реке Нелога, к востоку от Колымы, есть серебро. По тем временам это было сведением первостепенный важности" /стр 28/.

"В следующем 1644 году были получены новые сведения о серебряной руде, а также о жемчуге.

29 сентября 1644 года ленский служилый человек Лавр Григорьев и сын боярский Иван Ерастов сообщили о сведениях полученных от колымского князька Аманата / залоаженика - А.М./ Порочи о северо-восточных сибирских реках и о серебряной руде".

"В этом же документе сын боярский Иван Ерастов и ленский служилый человек Лавр Григорьев рассказали,что от р. Нелоги / это всё та же Нелога и Нерога / ..." от вершины пошла река Чюндона, а впала де та река Чюндона близко моря в Ковыму реку" /док.№ 31/. На этой реке Нелоге живут у устья юкагиры / на Чундоне /. Как известно, Чундон, или Чеыдон, впадает на в р. Колыму, а в Охотское море, в северной его части. Однако важно, что в 1644 г. уже появились известия о том, что где-то около Колымы имеется р. Чендон" / стр. 23 /.

"Под Нелогой /Нерогой/, видимо, разумеется р.Нерега. Как видно из док.,"Нелога" находится к востоку от Колымы, кроме того от " ... вершины её пошла р. Чундона" - р.Чендона впадает в Охотское море недалеко от р. Парень. Долина Колымы на участке между Балыгачаном и Сугоем сужена горами. На этом участке Колыма делает петлю, наиболее приближаясь к Охотскому морю. Наибольшее приближение равняется 300-350 км в районе вблизи устья р. Бохапчи к Тауйскому заливу и вблизи р. Каркондона к зал. Шелехова. Нерега, являясь прав.притоком Бахапчи, подходит к побережью Охотского моря". /Стр. 552/.

Из приведенных документов видно, что историки вполне определенно указывают на месторасположение реки Нелоги, на которой добывалось будто-бы серебро - это река Нерега, приток Бохапчи, впадающей справа в Колыму в её верхнем течении.

Ниже приводятся донесения служилых казаков, основанные на опросах заложников из местного населения.

" А юкагирская де, государь, землица людна и Индигирская река рыбна, будет де, государь, вперед на йндигирской реке в юкагирской землице и 100 человек служилых людей, и тем де людям мошно сытым быть рыбою и уверены без хлеба... Да у юкагирских же де, государь людей, серебро есть, а где они серебро емлют, того он,Посничко,не ведает” И про иных де ему многие землицы юкагиры рассказывали. А подлинно де, государь, он Посничко, про те землицы рассказать не умеет, потому мало их юкагирского языку знал", /стр. 100-101 /.

Служилый человек Лавр Григорьев в 1644 г. сказывал: к нему привезли приказ Якутского воеводы Головина Петра Петровича в 1642 году Митьке Михайлову Ерилу. "А в том де наказа написано - ведено ему, Митьке проведывать про серебряную руду и распрашивать иноземцев накрепко против юкагирского шамана речей, которого привез Елена Буза - на которой реке серебряная руда и сколь далече от Ындыгирской реки"..." И тот де ковымский князей ему, Лаврушке", в распросе сказывал: есть де река Нелога за Ковымою рекою впала в море своим устьем; а на той реке Нелоге блиско моря в горе утесе руда серебряная; а люди де живут у той горы пешие де на одном месте в земляных юртах, а род де у них да язык свой, не юкагири, а называютца де они нанками, Да те же люди в реках берут одекуй белой, а тово де у них одекую много- А от де реки Нелоги от вершины пошла река Чюндона, а впала де та река Чюндона блиско моря в Ковыму реку; а люди де по той реке Сун/пья/ живут юкагиры, а в вершине де живут на той реке люди род свой, рожи у них писаные. И с Нелоги де реки приходят натты от серебряные руды на ту Чундону на вершину к писаным рожам торговать, временем де с ними и дерутца. А продают де те нелогские люди писаным рожам серебро да одекую, а те де писаный рожи им продают олени да бабы. А серебра де и одекую у тех нелогских людей много. И он де, Лаврушка, казал ему шаману одекую белой да бисер И шаман де сказал - не таков де на Нелога реке одекуй белой лутче де русково одекую и бисеру. А сказывает де той шаман, что у, них тот одекуй сам видал и жена де ево-видала. И по шамановым де распросным речам чаем тово одекую жемчугом.

Да он же де, Лаврушка, распрашивал про тое же реку Нелогу юкагирского аманата князя Шенкодея шамана /без/ Ковымского аманата Порочино. И тот де Шенкодей шаман в распросе сказал против всех речей ковымского княэца шамана про ту реку Нелогу и про серебряную руду те же речи слово в слово. А толмачил де те речи распросные баба тунгуска, У /збер/ чик, которая в толмачах в -Ындигирской реки" / стр. 125-126 /.

" 152 году / 1643 г.-А.М./ на Индигирской реке спрашивал красноярский казак Ивашко Падионов Ерастов у ковымского аманата у шамана. Пороче, что слыхал ли ты где есть серебряная руда и на коей реке. И он сказал - есть де река Нелога за Комывою рекою, впала в шоре своим устьем, а от дои де реки Нелоги от вершины пошла река Чундона, а впала де та река Чундона блиско моря в Ковыму реку, вверх идут по Ковыме реке с левые стороны; а по той реке снизу живут юкагирские люди, а в вершине и по Каменю живут акнемила, писаные ж рожи, и те мужики сходятся с теми людьми, которые люди живут на Нелоге реке, у серебряные руды, а род не нелогских мужиков называют натты, и то писаные рожи с ними де торгуют и дерутца, а те нелогские мужики пешие сидячие и серебра у них много, да оне ж нелогские мужики по рекам берут белой одекуй в воде. И мы ему казали белой одекуй и бисер, и он сказывает- ваш де одекуй плохой, там де лутче и цветиной, а мы чаем быть жемчуг. А те нелоские мужики сказывают, что серебро у них на Нелоге реке от моря недалеко, а висит де из Яру соплями. И те нелогские мужики от той серебряные руды сопли отстреливают томарами и стрелами, а инако де оне нелогские мужики на Кмени серебра добывать не умеют. Да он же ковымской аманат шаман Пороча сказывал сколько в Ковыму реку пало рек. Снизу, вверх идучй, на правой реке пала Улгандона, да на левой же стороне, вверх идучи, пала река Олюнга, а на правой стороне пала река Алач, на левой же руке пала река Коборой" / стр. 127/.

Изложенные архивные документы исчерпывают все, что их известно о серебре на Северо-востоке в сборнике Н.С. Орловой. Из этих документов видно, что донесения казаков целиком базируются на показаниях заложников. Сами служилые люди не только не добрались до серебра, но и не получили сколь нибудь удовлетворительных данных о месторасположении серебряного месторождения. Показания заложников сомнительны и неточны еще и потому, что в то время многие реки не были открыты, не совсем было известно какая река куда впадает. Так, заложник Пороча / который, кстати, сбежал от служилых людей / считал, что река Чундон впадает в Колыму, тогда как она впадает в Охотское море. Поэтому поводу Михаил Стадухин - уже тогда докладывал царю перешедши на Пенжину:

"И с той реки перешел я, холоп твой, с товарищами своими на Изигу реку. А по Изиге реке живут многие коряцкие люди, а вверх Изиги ту же реку зовут Нондоном, а живут ходынские мужики юкагиры" /стр.157 /.

В донесениях Михаила Стадухина нигде не упоминается о серебре. В архивных материалах / сборник Н.С Орловой/ не говорится когда, где и в каком виде служилые люди обнаружили серебро у местного населения.

Анализируя приведенные архивные документы можно вполне допустить, что три века назад какое-то племя занималось разработкой самородного серебра, но расположено это затерянное / и возможно отработанное / месторождение не на Чукотке, о чем говорят документы, а в области побережья Охотского моря или в бассейне верхнего течения р.Колымы.

Многочисленные раскопки, произведенные на Чукотке: в последние годы известным археологом Н.Н. Диковым не обнаружили серебра ни в виде утвари, ни в виде украшений. В те далекие времена происходил обмен товарами между приамурскими, прибайкальскими и северо-восточными /колымскими/ племенами. Последние в качестве товара поставляли соболей. Серебро могло быть заведено на северо-восток из Приамурья или из Селенгинской Даурии. Об этом имеются такие документы. " А та река течет в Китайское государство, а имени тунгусы той реке не ведают. Да на той же реке мугалы емлют серебряную руду; а у той руды серебряной на той же реке стоит Китайского государства порубежной город, а серебро в Браты идет из Мугал; а покупают брацкие люди то серебро у мугал на соболи"/стр. 109 /.

"И про серебро де сказывал, что у тех де бородатых людей, у даур, есть и те будто дауры русских людей желают видеть, для того, что называютца им братьями" /стр. 140/.

Совершенно не отрицая геологических перспектив Северо-Востока на серебро можно и допустить, что серебро завозились сюда в числе других товаров, как и бронза, три тысячи лет тому назад.

 

4. О заявках В.Ф. Уварова В.Ф. и С.И. Баскина.

О заявке В.Ф. Уварова имеется заключение академика С.В. Обручева / приложение № 3 /, из которого видна полная несостоятельность этой заявки. Остается добавить нижеследующее.

В заявке говорится, что месторождение серебра расположено на водоразделе рек Чаун-Сухой / Малый / Анюй, на краю лесов. Край же леса на самом деле по упомянутому водоразделу не проходит, он протягивается юго-западнее.

Три века тому назад Малый Анюй являлся довольно бойким местом. Здесь, на берегу реки проводились весенние ярмарки. Коренные жители выменивали на пушнину, как пишет В.Г. Богораз, табак, чай, железные котлы, копья, ножи, спирт, бисер, платки и проч. Ярмарки являлись событием для всего края, и совершенно непонятно, почему племя, добывавшее серебро, если серебро действительно добывалось на указанном водоразделе, оставалось вне сферы влияния ярмарки, на которую съезжались за сотни и многие сотни километров.

В 1649 году в верхнем Анадыре Семен Дежнев Обосновал зимовье для сбора ясака с коренного населения. Ясак поставлялся только пушниной и моржовым клыком; о серебре нет никакого упоминания. В 1660 году Дежнев с грузом моржевых костей и пушнины прошел пешком из бассейна Анадыря по Малому Анюю в Колыму, а затем морем на Лену. Вообще сообщение между стойбищами племен, - зимовьями на Аная дыре и Колымой-рекой осуществялялось в то время именно

через водораздел рек: Анадырь - Чаун- Малый Анюй. Этоо был единственный наиболее короткий и легкий путь, который вызывал активное общение между племенами, кочевавшими в бассейне Малого Анюя и землепроходцами и промышленниками, пробиравшимися не единожды из системы Анадыря на Лену через Колыму.

Ошибка В.Ф. Уварова, на которую автор данной записки указывал ему в личном письме, состоит также в тон, что слова "серебряная гора" он наивно понимает в буквальном смысле слова. Поэтому и считает, что для открытия месторождения / т.е. горы - по Уварову / достаточно нескрльких рейсов самолетов, с которых нельзя не заметить серебряной горы, выделяющейся среди обычных каменных гор именно тем, что она серебряная.

В заявке С.И. Баскина говорится, что рекой Нелогой, на которой расположено месторождение серебра является река Б.Бараниха / Раучуа, где, как он считает, и следует искать это месторождение.

Поиски месторождения в бассейне р. Раучуа дали отрицательные результаты, о чем уже сказано в начале данной записки.

В книге Н.С. Орловой, по материалам которой Баскин доставил заявку, имеется вполне определенное указание на расположение реки Нелоги и реки ЧЮНДОЕ /или Чендон/, о чем выше подробно изложено. Баскин совершенно произвольно решил, что под рекой Чюндон следует считать р. Малый Анюй. На стр.235 сборника Н.С. Орловой читаем наказную память, относящуюся к 1647 году: "А внизу сторонна река вниз пловучи с правой стороны реки Аноя, а на усть Аноя реки поставлено вновь ясачное зимовье” А по распросу амнатов, что Аноя река течет издалече из озера. А в вершинах той реки и у того озера, с которого она вышла, олешшх мужиков человек с 300 и больши". На стр. 260 в отписке Семена Моторы с товарищами / док.и 87 ./ читаем: "... что мошно де по Анею реке через Камень перетти с Колымы реки на новую реку Анадырь". Словом "Камень"в то время назывались водоразделы. Следовательно река Анюй и в те далекие времена имела свое настоящее название и спутать её с рекой Чюндон невозможно, если внимательно изучать документы в сборнике Н.С. Орловой.

В заявке С.М. Баскина, кандидата наук /каких наук Баскин не сообщает/, содержится еще ряд ошибок и необоснованннх выводов, не подтвержденных архивными документами. Изложенного достаточно, чтобы видеть, что заявка Баскина составлена с большой долей произвольного домысла; необходимость, поэтому, в подробном анализе ей отпадает, тем более что заявка проверена.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Геологические предпосылки Северо-Востоке и, в частности, Чукотки для поисков серебряных руд являются благоприятными. Отсутствие серебряных месторождений можно объяснить лишь тем, что специальных поисков на серебро до настоящего времени не ставилось.

В последние годы выявлены довольно интересные проявления рудного и россыпного серебра.

Так, самородное серебро в россыпи установлено Пенжинской экспедицией в верховьях р. Мургаль. Содержание серебра в отдельных пробах достигает 200 г/т.

Самородное серебро в россыпи встречается в верховьях р. Танюрер, где установлено также рудопроявление самородного серебра /Чукотская экспедиция/.

Серебро, до 600 г/т, установлено анализами в самородной меди иа зоны разлома в андезитах и андезито-базальтах на левобережье р. Белой /Чукотская экспедиция/.

Серебро, как элемент и так металл встречается в целом ряде мест Северо-Востока, но наиболее благоприятным регионом для поисков серебра следует считать полосу, протягивающуюся через верховьях р. Падеваам к бассейну р. Танюрер и далее в район р. Пенжина. Эта полоса охватывает серию региональных разломов, которые контролируют, очевидно, все рудопроявления и, в том, числе, серебро.

Не удивительно, если несколько веков тому назад племена населявшие бассейны р.р. Пенжина, Гижиги, Парень, Мургаль добывали самородное серебро.

Разыскивать, однако, какое-то одно забытое месторождение, выхватывая для этого отдельные разрозненные участки, не имеет никакого смысла тем более, что по архивным материалом / не говоря уже про заявки / невозможно сделать предпочтения тому или иному участку” Месторождение, серебра или группа месторождений будут открыты путем планомерного опоискования территории Северо-Востока и, в частности, Чукотки.

Большую роль в деле открытия серебряных месторождений, да и не только серебряных, могут сыграть геологические походы, если организаторы этих походов сумеют исправить крупный организационно- методический недостаток в геологических походах нашего края - полное неучастие в этих походах коренного населения Чукотки.

До настоящего времени участниками геологических походов являлись и являются жители рудников, приисков, поселков, городов, “это обычно рабочая или учащаяся молодежь, школьники, пионеры, комсомольцы. Действия участников походов обычно ограничиваются окрестностями населенных пунктов и редко переносятся вглубь тайги или отдаленные горные хребты.

Коренное население, особенно оленеводы, в геологических походах не участвуют.А они ежегодно проделывают сотни тысяч километров, проникая в самые отдаленные уголки Чукотки.

Задача состоит в том, чтобы привлечь коренное население к геологическим походам, вернее к геологическим наблюди ниям во время переходов и стоянок. Для этого среди местного населения надо провести разъяснительную работу о богатствах недр Чукотского края, надо сообщить оленеводам хотя бы минимум геологических знаний, научить распознавать их главные руды Чукотки, главные полезные минералы. Очень ценно снабдить колхозы или бригады образцами. руд и минералов, такими как киноварь, касситерит, шеелит, вольфрамит, минералами серебра, сульфидами и др. Необходимо перевести народные языки всю литературу по геологическим походам и написать специально несколько популярных брошюр. Вся эта работа додана осуществляться и контролироваться местными геологическими организациями. Большую пользу принесут популярные лекции в колхозах на геологические темы и, главным образом, на темы о рудных и россыпных полезных ископаемых, которые характерны для данного района. Без всяких дополнительных затрат, в порядке шефства эта работа может быть проверена.

Если геологические походы вообще рассматривать как эффективное широкое мероприятие для открытия новых месторождений полезных ископаемых, то привлечение коренного населения к этому мероприятию составляет главный смысл геологических походов на Чукотке.

ГЕОЛОГ / МОНЯКИН /

28.03.61 г.